Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Ещё о кельтских Минервах.

Оригинал взят у mazayka_urza в Еще о кельтских Минервах.

В прошлом посте я говорила о кельтских богинях Бригите (Бриг) и Бригантии, которые были важны не только для самих кельтов, но были почитаемы и римлянами, и даже взяты в императорские культы. И, возможно, именно их отождествляли с Минервой (греческой Афиной).

Если начинать копаться в кельтском язычестве, можно отметить несколько черт.

Во-первых, кельты делились на множество племён и были расселены на обширной территории Западной и Центральной Европы.

Во-вторых, единого центра управления (государства) у них не было. И не было единого пантеона, каждое племя почитало своих богов. Конечно, общее происхождение их верований не оспаривается. Но порой то или иное божество по той или иной причине уходило в тень, передавая свои функции иному, или происходил так называемый синкретизм, когда несколько черт, присущих разным богам, объединялись в одном.

В-третьих, на верования и пантеон оказывали влияние соседние или покорённые кельтами племена, как, например, у кельтов Пиренейского полуострова, когда они почти слились в своих обычаях и верованиях с покорёнными ими лигурами – племенем, не имевшим отношения не только к кельтам, но и вообще к индоевропейским народам, бывшим, скорее всего, тем пластом, который некогда, с древнейших времён, населял эти места (лигурийский субстрат).

Вот и богини с именами типа Бригита и Бригантия были не единственными, кто мог претендовать на отождествление с римской Минервой.

Расскажу о нескольких, чьи функции можно отождествить с римской Минервой и уже упомянутыми Бригантией и Бригитой.

Также попробуем вычленить общие черты их, и восстановить, что же за богиня почиталась у кельтов и галлов за Минерву.

Первая богиня по имени Сулис проживала в Англии, и с Минервой её отождествили сами римляне.

Сулис Минерва считалась покровительницей целебного источника в Бате, римляне превратили его в огромные бани и воздвигли храм, а город назвали Акваэ Сулис (Воды Сулис), но место было священным ещё до их появления. Как Сулис Минерве, ей посвящено шесть римских алтарей в Великобритании.


Голова Сулис Минервы, возможно, происходит из храма Сулис близ Бата

Сулис была связана с водами, а так как её источник был целебным, то она была и богиней-целительницей.

Её имя выводят от слова «глаз», «зрение», что, возможно, связано с тем, что богиня помогала больным людям со зрением. Но также связывает её с солнцем. На то, что Сулис связана с солнцем, может намекать красный цвет вод её источника, а также и то, что воды в нём были тёплыми (вспомним огонь Бригиты).

Ещё одна вещь, дошедшая до нашего времени – это гигантский Горгоний, украшавший фронтон храма.


Он не обычный, не такой, какой мы привыкли наблюдать на груди или щите Афины-Минервы. Это странный гибрид галло-римского мифотворчества. Вместо Медузы женщины, здесь изображён бородатый мужчина, чьи волосы извиваются в виде змей. Иногда этого странного божка сравнивают с солнечным богом Беленусом – богом солнца и света, которого сравнивали с Аполлоном.


Не все аспекты Сулис были благостными. Многочисленные поклонники также просили богиню отомстить тем людям, которые им навредили, причём, иногда в довольно детализированной форме. Это всё записано в так называемых «Проклятых таблицах» из свинца, которые люди кидали в её воды. Иногда это были обычные молитвы, но иногда самые настоящие проклятия (к примеру, просьба покарать человека, который увёл жену просителя). Всего раскопано 100 таких таблиц. Солнечные боги часто всевидящие, потому они также могут карать преступников.

Горячие воды Сулис рассматривались как связанные с преисподней. То есть у неё был такой же потусторонний облик, как у солнечной богини Аринны хеттов. Этот аспект показывает путь солнца по небесам. Когда оно спускается на закате в подземный мир, чтобы передать души умерших. Вспомним бога Амона-Ра, когда он опускается в подземный мир.

То есть Сулис связывали и с миром мёртвых, и даже её подношения закапывали в землю. А вода её источника – это словно бы портал в иной мир, мир между смертью и жизнью.

Сулис часто путают или отождествляют с ещё одной богиней, которую почитают как Минерву – Сулевией. Есть надпись, связывающая Сулевию с Минервой – «Сулевии Эденницае Минерве»; кто такая Эдинницая - неизвестно. Имена Сулис и Сулевии хоть и похожи, но имеют разное значение. Сулевия выводят из «Су» - хороший» и «леу» – управлять. То есть « тот, кто хорошо руководит».

Две другие богини происходят из Франции. Первая из них - Белисама - найдена на юге страны. Именно оттуда, только из разных районов, происходят две надписи, её упоминающие. Так что культ был довольно широко развит. Места, связанные с её именем: Blesmes (Эна) и Blismes (Ньевр) во Франции (Jufer and Lughinbuhl: 88), и Beleymas (Дордонь), Belême (Орн), и Balesmes (Haute-Marne)

Одна надпись, посвящённая собственно Белисаме, доказывает, что культ возник до римской эпохи, тогда как другая называет её Белисама Минерва. Надпись найдена в Везон-ля-Ромен (Воклюз) на юге Франции и относится к племени неметонов. «Сегомарос, сын Виллонеоса из Намаусениса, посвящает храм Белисаме». Вторая надпись: «Quintus Valerius Montaus - по завету Белисаме Минерве».

Как Бригита и Бригантия, Сулис – Белисама тоже представляется богиней-защитницей.

Схожее с ней имя имеет кельтский бог Беленос. Иногда этого бога действительно сопровождает безымянная женская фигура, предположительно Белисама.

Вторая богиня на этот раз из Центральной Франции, из Буржа, звалась Солимара. Город Солиция или Солимариака римской эпохи назван в честь неё. Так же Soulosse-sous-Saint-Élophe и Vicus Solimariaca (Saumery, Loiret). Известна единственная надпись (из Буржа) с её именем, где упоминается её храм; это указывает, что Солимара по крайней мере была локальным божеством.

«Посвящённый Солимаре храм и его убранство, Фирмия, дочь Кая Обрикуса, оплатила сама». Эта надпись является частью резьбы, на которой изображена лошадь, увенчанная рыбой или змёй. Лошади также могут быть связаны с культом Солимара (и с другими солнечными богинями), как несколько ирландских богинь с солнечным аспектом имеют атрибутом коня, например, Эпона Галльская и Рианнон из Уэльса.

Из надписи выходит, что Фирмия сама построила храм и учредила в нём культ богини Солимары.

Другая надпись упоминает женщину, по имени Солимара, возможно, названную в честь богини. Есть также монеты из района Солимариака, которые изображают бюст женщины на одной стороне и коня на скаку с другой и надписью SOLIMA, что может указывать на культ важного местного божества.


Кельтская монета в таком же стиле, как монеты Solimara.


Существуют также посвящения божеству Солимарус, что может говорить, что они были парным божеством супруг-супруга.

Имя Солимара/ус состоит из двух частей – «соло», от кельтского «сули» - солнце (Vendryes: 183) или «соло» - «все» и «маро» - большой, великий.

Олмстед связывает часть «Соло» с богиней Сулис (Британия) и Сулевия (Франция).

Анвил предложит трактовку – «Большие глаза», что тоже связывает её с богиней Сулис, чьё имя переводят как «глаз». Может быть это и было народной этимологией.

Кстати, интерпретация имени как «Большое око» заставляет задуматься о маленьких кельтских статуэтках с огромными глазами.

И пусть прямо Солимара нигде не идентифицируется с Минервой, но сочетание в культе огня, воды, солнца, которое связывает богиню с Бригитой и Сулис, заставляет думать, будто Солимара была той же Минервой, которую почитают все кельты.

Также её можно связать с ирландской Грейн, чьё имя значит «солнце».

Монеты и рельефы позволяют идентифицировать её как богиню-всадницу, наподобие Айне. Возможно, она тот редкий тип, что комбинирует все солярные типажи, но обычно кельтские солнечные богини вписываются в один из этих типов.

Итак, подводя итоги, можно вспомнить опять Юлия Цезаря, который говорил, что кельты превыше всего чтут Минерву. Но под именем Минервы скрывались разные богини. Уже описанные мною Бригита, Бригантия (никогда не отождествлялась с Минервой в надписях, но имела все её атрибуты), Сулис, Солимара, Белисама, упомянутая вскользь Сулевия, Сенуна, которая также имела неотличимые от Минервы-Афины изображения – всех их можно отождествить с той самой богиней, чтимой греками. И сколько ещё местных, безымянных богинь не упомянуто.

Конечно же, главная функция кельтской Минервы заключалась в её статусе богини-защитницы своего народа.

Ещё вычленяется явственно функция кельтской Минервы как богини-целительницы.

Другой немаловажный аспект этой богини – связь с источниками, присутствие в культе огня. И Бригатния, и Бригита связаны были с целебными источниками, также и французская Брикта (Брикста). Последнее особенно интересно тем, что возле её источников были обнаружены такие же «Таблицы проклятий», как и возле источника Сулис в Бате (а это уже Англия!), и такая же богатая железом вода красноватого оттенка, как у Сулис. Касательно Сенуны, то Хартфордшире, где обнаружены жертвы ей, есть немало пресноводных источников, связанных с ней.

И, по всей видимости, она была древней богиней солнца.

Tags: кельты, лики Богини
Subscribe

  • Маори(йка).

    Мерл Оберон (1911 - 1979 гг.), британская актриса, по матери - маори. Источник картинки. Полинези́йская ра́са (также океаноидная раса,…

  • Родовой строй полинезийцев.

    Формы распада родового строя. Замечательной особенностью исторического процесса в Полинезии был своеобразный путь распада родовых отношений. В…

  • Мать и дочь.

    Мать и дочь, 1950. Восточная Украина.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments