Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Экскурс в Микены.

Микенская цивилизация потому и называется цивилизацией, что греки-ахейцы приспособили под свои нужды многие достижения крито-минойской культуры. Поэтому, конечно, она представляет определённый интерес как своего рода "афтершок" (англ. aftershock) крито-минойской цивилизации.

Познакомимся с нею поближе, используя цикл статей под общим названием "Микены", написанный savliy.

"Археологические раскопки показали, что на месте Микен в III тыс. до н. э. стояла деревня.

Согласно преданиям, которые передали Павсанию аргосцы, первым правителем этой земли был Инах, назвавший реку своим именем и учредивший культ Геры".

Мне думается, уже здесь мы имеем намёк на матриархальный культ догреческого субстрата: в IIIII тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы; вся страна, по словам Геродота, называлась Пеласгией. Культура этих народов находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже IIIII тыс. до н. э.

"Название "Микены", согласно преданиям, собранным Павсанием, происходит от царевны Микены - дочери Инаха".

Далее, мы видим отголоски древнейшей традиции наследования власти по материнской линии.

"По легенде, Персей основал Микены. Царь Аргоса Акрисий получил оракул, что будет свергнут с трона сыном его дочери Данаи. Даная была заключена в крепость, но каким-то образом забеременела (от Зевса) и родила Персея. Убить дочь и внука Акрисий не решился и приказал бросить Данаю с Персеем в море в заколоченном ящике. Так ли всё было на самом деле, или Даная с сыном просто бала изгнана за прелюбодеяние, мы не знаем. Важно, что через какое-то время Персей вернулся в Аргос и был принят его жителями как царевич, чьё наследование власти признаётся по женской линии - через мать. Действительно, Персей был законным наследником власти в Аргосе. Его предок - легендарный Данай (не случайно имя его матери Даная). В то же время его конкурентами являются потомки легендарного Пелопа (Пелопса), который в жестокой борьбе отнял власть у царя Аргоса Эномая (вероятно, тоже узурпатора) и стал родоначальником династии, оспорить власть которой над Пелопоннесом удалось века спустя Гераклидам, возводящим свою родословную к Персею".

"Считается, что Персей велел циклопам построить крепостные стены Микен и Тиринфа из огромных отесанных камней. Отсюда и название такого типа стен — циклопические".

"О размерах Микенского государства мы можем судить по записям на линейном письме Б (понимая при этом, что эти записи могут быть частичными или же охватывать только ряд подконтрольных Микенам поселений). Так или иначе, на учёте состояло 19 300 овец, 1800 сосудов; 569 воинов-призывников, 2000 женщин и детей (простолюдинов), 400 колесниц".

"Микены управлялись из дворца, расположенного на вершине горы, окружённой мощными фортификациями в 14-13 вв. до н.э. В этот период Микены, Тиринф, Мидия, Афины и Гла имели мощные стены высотой до 12 м. Укрепления имели монументальные входы и снабжались автономными источниками воды. Но в целом укрепления дворцовых центров разнились по мощности. По археологическим данным, дворец в Пилосе вовсе не был укреплён, а Фивы, судя по источникам, были настолько мощной крепостью, что имели 7 ворот (Микены - 2). Что говорит о том, что одни дворцы были религиозными центрами, а другие - резиденциями правителей, постоянно конкурирующими между собой".

Микены

Микены 2

На переднем плане мы видим т. наз. "львиные ворота".

львиные ворота

На каменной вставке над воротами изображены два рельефных льва, вставших передними лапами на алтарь с колонной. Считается, что львиные головы были изготовлены из отдельных камней и были повёрнуты в сторону входящих в ворота. Предположить подобное побуждает образец архаической бронзы - гидрия 6 в. до н.э. (Исторический музей Берна), к которой крепится фигурка Артемиды с двумя львами, чьи головы обращены в сторону зрителя.

Дальнейшее развитие парных симметричных изображений мы можем видеть в изображениях Великой Матери или Артемиды Орфии, у которой пара львов или других животных служит атрибутом (к этому типу изображений относится и гидрия из Берна). Архаические изображения богов - это столпообразные фигуры. Поэтому колонна на Львиных воротах вполне могла означать тело богини, а её голова и верхняя часть туловища располагались выше и были изготовлены отдельно. Узкое пространство может быть заполнено разве что птичьей головой, и тогда утраченная накладная часть дополняет львиные тела, превращая их в фигуры грифонов. В этом случае накладная часть должна была содержать также и плоские крылья, расположенные поверх каменной кладки.

Считается, что боги Микен - те, что упоминаются у Гомера. То есть, обычный и для классической Греции набор имен богов-олимпийцев. Но в действительности гомеровский эпос относится ко времени заката микенской цивилизации. По артефактам её расцвета мы не видим вообще никаких богов. Одна из глиняных табличек сообщает о жертвовании в храм: «Владычице — 1 сосуд, 1 женщина, в (тот) месяц, когда выходят в море».

возможная реконструкция
Возможная реконструкция Львиных ворот Микен.

Обратим внимание ещё на одну особенность. Для размещения голов львов в анфас между камнями и треугольной вставкой явно не хватает места. В то же время на аналогах мы видим, что головы сфинксов или леопардов откинуты, и если "львы" имели такие же запрокинутые морды, то смотрели они куда-то вверх. Куда? Логично предположить, что колонна была основанием для того символа, к которому обращены взгляды "львов". Что же было символом Микен, размещённым на колонне над главным входом в цитадель? Этот вопрос сегодня мы решить не можем", - говорит savliy.

Возможно, символом Микен была древняя богиня пеласгов, коренных жителей этих мест?

По всей видимости, до вторжения ахейцев на месте Микен накодилось святилище пеласгов. Возможно, со временем, это святилище превратилось в храмовый комплекс типа тех, что мы видим на Крите. Храмовый комплекс был своего рода "ульем", в который трудолюбивые "пчёлки", "рабыни Богини" приносили "мёд" и хранили его в "сотах"-пифосах кладовых комнат. Позднее, к этому "мёду" "подселился" ахейский царь-ванака. Причём, скорее всего, сначала появился культовый центр, а потом к нему "прилепился" царский дворец. Царские дворцы никогда не строят в пустынных, безлюдных местах.

savliy пишет: "К 13 в. до н.э., как и укрепления, относится дом правителя или Дворец. <...> Дворец был построен на самой вершине холма. <...> От том, что во Дворце находился трон верховного правителя-ванака, упоминается в табличках линейного письма Б. Очаг был оштукатурен и украшен спиральными рисунками. Окружали очаг четыре колонны, на которые опиралось отверстие на крыше. Cохранились фрагменты росписей стен мегарона. Пол мегарона был из каменных плит, привозимых с Крита, а стены покрывала роспись. Архитектурный стиль мегарона напоминает образцы классической архитектуры Древней Греции. На южной стороне двора монументальная лестница связывала Дворец с зданиями Культового центра на юго-западном склоне".

То есть, Микены - это вовсе не город в современном понимании этого слова, а культовый центр, совмещённый с дворцом. Точнее говоря, Микены - это типа Кремля в Москве. За толстыми кремлёвскими микенскими стенами жили цари-ванака с прислугой и рабами, там же их и хоронили в гробницах (могильный круг А и могильный круг Б). Впрочем, археологи откопали богатые шахтные захоронения в близлежащих местечках, а также недалеко от святилища Геры между Микенами и Аргосом. Также близ Микен открыто 9 купольных гробниц-толосов. Некоторые из них относятся к 16-15 вв. до н.э., но по большей части они принадлежат к 14-12 вв. до н.э.

На нижеприведённой карте можно увидеть "Кремль" и "Москву". "Судя по результатам раскопок, Микены представляли собой агломерацию из небольших поселений, которая охватывала площадь примерно в 20 раз превышающую площадь цитадели".

Акрополь и заМКАДыши

Кажется, при дворце жили и трудились вывезенные с Крита мастера, о чём свидетельствует сделанная из слоновой кости крошечная скульптурная композиция из двух женщин и ребёнка (14-13 вв. до н.э.). Вероятно, это образец заморского искусства - скорее всего, произведение вывезенного с Крита мастера. Особенности фигур и костюмов говорят о том, что мастер следовал микено-минойским образцам.



"Особенностью микенского искусства является отсутствие изображений богов", - далее пишет savliy. - "Также мы не можем наверняка сказать, что имеем хотя бы одно святилище микенской эпохи. Может быть, потому что роль сакральных центров играли дворцы. Обращает на себя внимание пристрастие микенцев к спиралевидным орнаментам, которые появляются не только как абстрактные украшения, но и как завихрения морских волн, свёрнутые щупальца обитателей моря, свёрнутых в кольцо змеях".




Узнаём хорошо знакомые минойские мотивы.

Это говорит о том, что греков-ахейцев было сравнительно мало, по сравнению с коренным, автохтонным, пеласгическим населением. Завоеватели лишь установили своё военно-политическое господство, но в сфере культуры они представляли собой величину, близкую к нулю.

"Микенское искусство <...> всё представлено округлыми линиями. Любимые фигуры микенских мастеров - кальмары или осьминоги".



Это и понятно: все изящные вещицы изготавливали вывезенные с Крита мастера. Позднее монголо-татары таким же образом будут вывозить мастеров из Хорезма.

"Двойные топоры представлены в микенских находках в большом изобилии. Их форма наипростейшая - заострённый с двух сторон прямоугольный брусок с округлой прорезью для топорища. Никаких признаков использования двойных топоров в качестве орудия не наблюдается. Это чисто ритуальные предметы.

лабрис 1
лабрис 2

О том, какого рода это был ритуал, можно судить по эволюции минойского лабриса, большое похожего на веер или лёгкий флюгер, означавший трепетание на ветру души усопшего, в микенский бронзовый топор, который в более поздних образцах изобразительного искусства связан не просто со смертью, а с причинением смерти. Скорее всего, ритуальный топор служил для казни, которую мог осуществлять лично правитель. Возможно, топор полагалось использовать лишь единожды. Поэтому двойной топор стал символом власти, угрожающей своим противникам смертью", - высказывает свои предположения savliy.

Лично я не видел, где в более поздних образцах изобразительного искусства лабрис связан с причинением смерти. И я не разделяю мнение savliy'я о том, будто лабрис использовался в качестве орудия казни. Нигде не вижу ни малейших свидетельств.

Интересный золотой браслетик с железными топорами в форме свастики приводит savliy. Это - типично "арийское".

браслет

"Загадочно выглядят многочисленные и больше нигде не встречающиеся антропоморфные вазы из Дома фресок, которые символизируют прощальные объятия - возможно, из этих форм в дальнейшем сложилась традиция изготовления антропоморфных погребальных урн. Какое-то подобие можно проследить в минойских керамических идолах, выставленных в музее Ираклиона (Крит). Но здесь лица исполнены более искусно, руки разведены, а хорошо проработанные открытые ладони обращены к зрителю или развёрнуты ребром. Всего в Культовом центре Микен найдено более 30 таких фигур - в основном женских. Почему у этих фигур искаженные лица, сказать теперь невозможно. Мы можем лишь предположить, что это изваяние богини - "страшной Матери". На это может указывать атрибут - найденные в том же помещении Культового 17 керамических змей, свернувшихся кольцом".

вазы

Голова юноши, изготовленная из слоновьего бивня в треть натуральной величины (музей в Микенах) и найденная археологами в "доме фресок" в Микенах, может дать нам представление о внешнем облике пеласгов. Женская голова в натуральную величину (музей в Афинах) типологически сходна с предыдущей. Эта глиняная голова найдена в Культовом центре и считается частью изображения божества или сфинкса 13 в до н.э. Сходство с предыдущим образцом поразительное: широко раскрытые глаза, дугообразные брови, тонкие губы, выступающие скулы, уплощённое темя, прикрытое чем-то вроде шапочки.

голова юноши

голова женщины

Греки-ахейцы, представители высшей знати, выглядят по-другому.

Греки-ахейцы 1
Греки-ахейцы 2

savliy сравнивает микенские щиты-восьмёрки, которые широко распространены в мелкой пластике, с раскрытыми половинками раковин. Это очень интересное замечание, если учесть, что раковина (в частности, раковина-каури) является "женским" символом.

щиты-восьмёрки

Отсюда - недалеко и до образа Шила-на-гиг.

"О том, что форма щита не является случайной, говорит одна из микенских фресок, где вполне угадывается её ритуальное значение".

фреска

"Большой популярностью у микенцев пользовались фигурки в виде букв "фи" и "пси" (14-12 вв. до н.э.), которых только в Микенах найдено более тысячи. Идентичность их размеров и ограниченное число расцветок означает нечто важное в жизни древних. Столько же однотипны фигурки собак. При этом встречаются редкие аналоги в виде спаренных фигур - "фи" и собак, а также фигурки, сидящие на троне или на упряжке спаренных собак. В изготовлении фигурок прослеживается определенный генезис. Поначалу это упрощенные женские фигуры "фи"-типа (14 в. до н.э.), затем фигуры становятся все более схематичными, наряду с ним появляются появляется "пси"-тип, а "фи"-тип практически исчезает (12 в. до н.э.). Размер фигурок за малым исключением не изменялся".

фигурки

От себя добавлю, что женские фигурки "фи"-типа очень похожи на аналогичные фигурки из Дупляи.

Керамическая колесница из Дупляи. Конец 2-го тыс. до н. э. Народный музей. Белград.
Керамическая колесница из Дупляи. Конец 2-го тыс. до н. э. Народный музей. Белград.

Повозки культуры Dubovac-Žuto Brdo (около 1500 г. до н. э.).
Повозки культуры Dubovac-Žuto Brdo (около 1500 г. до н. э.).

А сами эти фигурки в виде буквы Ф типологически похожи на ещё более древние фигурки культуры Винча.



Винча 2

В общем, если руководствоваться определением Ленина о том, что народ является "базисом", а государство - "надстройка", типа шапки на голове человека, то мы здесь видим культуру пеласгического "базиса", а культура царской "надстройки" вовсе не наблюдается. Ярче всего об этом свидетельствуют золотые изделия, извлечённые из микенских могильников. Золотые перстни представляют собой искуснейшие произведения, соединяющие микенскую культуру с минойской. Скорее всего, это творения критских мастеров - в них прослеживается общий стиль и технические приёмы. Фигуры удлинены, "осиные" тали имеют не только женщины, но и мужчины, точь-в-точь как на крито-минойских изображениях.

Микены 1

Tags: Греция, лабрис, пеласги
Subscribe

Posts from This Сommunity “Греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment