Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Бритомартида — критская богиня.

Бритомарти́да (Брито́мартис, др.-греч. Βριτόμαρτις, она же Дикти́нна) — критская богиня. В олимпийской мифологии это критское божество было осмыслено как нимфа, дочь Зевса и Гекаты, любимая спутница Артемиды. «Она проводила время в компании Артемиды, поэтому некоторые люди думают, что Диктинна и Артемида - одна и та же богиня», - предположил Диодор Сицилийский (5.76.3).

В описании "деяний" Бритомартиды, как бы сквозь пелену, угадываются "страсти": она убегает от похотливого Миноса, который преследует её повсюду 9 месяцев, и наконец она бросается со скалы в море, где были расставлены сети для ловли рыбы. От Миноса она спаслась с помощью рыбаков, укутавших её сетью, бежала от него за море и прибыла на Эгину вместе с рыбаком Андромедом. Он хотел овладеть ею, но она бежала в рощу и исчезла из виду.

Что в этих "страстях" из древнегреческой мифологии, и что - из крито-минойской, теперь уж и не разобрать.

Согласно Солинусу, имя «Бритомартис» происходит от критского диалекта; он также говорит, что её имя означает «сладкая девственница». Солинус идентифицирует её как критскую Артемиду. Гесихий Александрийский также отождествляет критское слово βριτύ ( britý ) с греческим γλυκύ ( glyký ) «сладкий». Другие учёные утверждали, что Бритомартис - это эпитет, который не раскрывает ни имя богини, ни её характер, вместо этого утверждая, что это может быть апотропическим эвфемизмом.

Богиня часто изображалась на критских монетах либо как Диктинна, богиня горы Дикте, места рождения Зевса. Как Диктинна, она изображалась как крылатая богиня с человеческим лицом, стоящая на вершине своей древней горы, сжимая в каждой руке по животному, в образе Потнии Терон, хозяйки животных.

Весьма интересные параллели проводит mazayka_urza в своей записи Богиня из-за моря.

Во-первых, "страсти" Бритомартиды перекликаются с аналогичными "страстями" финикийской девушки по имени Европа, которую преследовал Зевс в образе быка. "Можно почти с полной уверенностью сказать, что в образе Европы перед нами предстаёт подлинное древнее божество, но вопрос я ставлю такой - божеством какого народа она была: финикийского, коим управлял её отец, или всё же критского, чью династию она основала?" - задаётся вопросом mazayka_urza.

"За что сразу цепляется внимание - божество в образе быка, которое греки идентифицируют с Зевсом. И сразу же вспоминаются рогатые алтари Крита,  изображения девушек верхом на быках или ритуалов, в которых акробаты перепрыгивают через это животное. И вообще бык, бык и ещё раз, бык... повсюду, причём, как паредр Великой минойской богини.Но финикийцы так же, как и минойцы, поклонялись богу-быку.
И древние египтяне тоже чтили бога-быка, и вавилоняне и древние индийцы...
Само по себе почитание женского божества, связанного с Быком, который часто является её супругом, не уникальное явление. Этот мифосюжет появляется на всей территории Ближнего Востока и Европы очень давно".

бык
Богиня-мать из Болгарии, восседающая на быке  7000 лет назад, напоминает нам о Зевсе и Европе. Источник картинки.

mazayka_urza проводит параллель между Европой и богиней, изображённой на минойских печатях на кольцах

печать
Минойское кольцо из Кносса (1450-1400 гг. до н.э.).

Здесь мы видим женское божество на лодке, которое перевозит некую свою святыню, часто с почитаемым священным деревом внутри.

Подобный сюжет встречается не раз. Вот, к примеру, на кольце из Мохлоса.

кольцо

"Ещё одно кольцо из Мохлоса, очень сильно изношенное. Опять же Богиня, захватив с собой свой храм, из которого произрастает священное дерево, отправляется в плавание к новым берегам на корабле, украшенном фигурой морского дракона", - пишет mazayka_urza. Хотя, на мой взгляд, это голова морского конька. Ну да ладно, замнём для ясности, т. к. изображение очень маленькое и нечёткое, и тут всё возможно.

кольцо 2

"Конечно же, прямого соответствия критской "Богини из-за моря", Европы или Бритомартис не имеется", - говорит mazayka_urza, но она предполагает, что Бритомартида была богиней крито-минойских мигрантов-колонистов. Так сказать, "по морям, по волнам, нынче - здесь, завтра - там"...

"Богиня, одетая в типично минойскую одежду, отплывает, готовая основать новый культ. Это отражает торговую деятельность минойцев, которые основывали свои колонии в Мелосе, Тере, Кеосе, Скопелосе, Китере, Родосе, Карпатосе. Этот культ прослеживается в нескольких местах, бывших некогда колониями критян. Например, вот это граффити 8-го века до н.э. из храмового комплекса острова Делос связывают с выживанием этого культа в местном культе богини Бритомартис".

Бритомартис

Я всё же полагаю, что эта лодка не связана с морскими путешествиями. По моему разумению, скорее всего, это "корабль мёртвых" (или "корабль духов") (См.: И корабль плывёт...).

Какие-то "осколки" древнейшего крито-минойского мифа, конечно, имеются в позднейших греческих мифах о Бритомартиде и Европе. И основная "страстная" линия тоже угадывается. Бегство от мужских домогательств чудесным образом оборачивается обретением божественных качеств. В этом смысле, из всех древнегреческих богинь Артемида, безусловно, наиболее близка Бритомартиде. Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто).
Tags: Артемида, Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Артемида” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments