Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О "матриархальных" и "патриархальных" стихиях.

"Мир сакрального для шумера прежде всего светоносен. Нам уже доводилось писать о том, что для афразийских народов святость связана с водой и с идеей очищения. Напротив, для индоевропейцев и неарийских народов Индии и Ирана святость ярче всего выражена в культах огня. Об этом говорят сами корни для глагола «быть святым»: и.-евр. *kuen-to означает «раздуваться, распухать, увеличиваться в размерах» (о силе пламени и половой мощи вождя); афраз. qds первоначально значило «быть отчищенным, отмытым, выстиранным» (о белье, посуде)" (Емельянов В. В. О возможности доклассической эстетики (шумерская эстетическая терминология)).

Очень интересный пассаж. Он как бы резюмирует многочисленные археологические находки ритуальных бассейнов в Восточном Средиземноморье и дальше на восток, вплоть до долины реки Инд. Я неоднократно упоминал о существовании такого рода бассейнов в до-арийских матриархальных культурах. При этом я подчёркивал, что вода "дружит" с камнем, что родники "бьют" из-под камней, и что, как правило, культ "святой воды" сопряжён с культом "святых камней".

Очевидно, самые древние каменные бассейны были нерукотворными, то есть это были природные чашевидные углубления в камнях, где собиралась дождевая вода, которая считалась очистительной и целебной. Чаще всего "святая вода" камней-чашечников использовалась для лечения болезней глаз. Наверно, в соответствии с магической аналогией: "глаз" в голове - "лунка" в камне.


Б. Х. Бгажноков в монографии "Культура чашевидных знаков Евразии" (Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2016) приводит серию рисунков, показывающих возможный переход от почитания нерукотворных камней-чашечников к почитанию камней с искусственно сделанными "глазами".

Рисунок1
Рисунок2

Здесь самое главное - ассоциации чашевидных углублений с глазами (душами) усопших. Опять же, тут речь идёт об особом "модусе" мышления: исцеляют не сами камни, а души умерших, которые как бы смотрят на мир через "глазницы" камней, наполненные водой.

Интересно, что самые топкие места на болоте называются "глазами" [1]. Интерес в этом плане представляет финно-угорский миф о путях проникновения в страну мёртвых: "В царство подземного бога можно попасть через маленькое отверстие. Там, где небо соединяется с землёй, находится скала с отверстием, которая семь раз покрыта рыболовной и птицеловной сетью. Здесь сидят старик и старуха. Они караулят вход. Герой прилетает в виде птицы, попадает в железную сеть, крылья его ломаются, и он попадет в воду, превращаясь там в щуку. Только так, в образе рыбы, можно преодолеть препятствие и вступить в царство мёртвых" (Источник - MERJAMAA). Таким образом, путь в страну мёртвых лежит через скалу с маленьким отверстием, где находится вода. Всем этим требованиям отвечают множественные камни-чашечники с лунками, заполненными дождевой водой.

"По данным учёных, в восточно-балтийском регионе бытует мнение, что сквозь чаши в священных камнях «предки смотрят на наш мир» [2]. Возникает, вследствие этого, убеждение в том, что чаши в камне можно использовать как своего рода каналы для общения с духами захороненных в этом месте людей. Отсюда записанный Л. Василявичюсом в Литве рассказ: «На горе Грунтас есть камень, на котором выбито около ста ямочек. Каждый человек выбивал себе отдельную ямочку и через неё обращался к умершему здесь пастуху Антанелису» [3]. Эти данные перекликаются с преданиями индейцев Калифорнии, где чашечные углубления представляют как центры рождения и исчезновения души, как входы в иную реальность, через которые осуществлялся контакт живых людей с умершими предками [4]", - пишет Б. Х. Бгажноков.

"Известны также случаи изменения или утраты прежнего смысла и назначения чашевидных углублений под влиянием новых форм погребального обряда. Яркий пример такого рода – коридорная гробница Нью Грейндж в Ирландии, которая датируется серединой III тыс. до н.э. В ходе раскопок на внешней поверхности перекрытия этой гробницы обнаружены чашевидные знаки и канавки для стока воды. Это свидетельствует о том, что с самого начала гробница оставалась под открытым небом, а чаши на её вершине предназначались для наполнения водой. Однако, спустя некоторое время гробница была засыпана и скрыта в глубине громадного кургана высотой 13,5 м и диаметром 85 м. Это означает, что верования местных жителей изменились таким образом, что обращённость чаш к небу, а также их наполнение небесной водой уже не имели принципиального значения", - говорит Б.Х. Бгажноков.

Так что, здесь вполне можно говорить о "матриархальной" воде и "патриархальном" огне. Как мы уже говорили, с водой "дружит" камень, и поэтому он тоже соотносится с "матриархальными" стихиями, как и всякого рода пещеры, колодцы, "окна"-"глаза" на болотах и пр. Тогда как к "патриархальным" стихиям относятся металлы и всякого рода горные пики, курганы, "вавилонские башни" до небес и пр.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Наиболее частотна анатомическая метафора: глáз (Арх.: Вин., Леш.) [АОС IX, 79], глазúна, глазúнка (Арх.: К-Б.) [АОС IX, 89], глазнúк[6] (Арх.: К-Б.) [АОС IX, 90], глазнúца (Арх.: К-Б.) [АОС IX, 91], глазовúна (Арх.: Вин., К-Б., Леш., Мез.) [АОС IX, 92], глазóк (Арх.: Леш.), глазýн (Арх.: К-Б.) 'окно воды в болоте', глазунéц 'глубокое, обычно круглое, топкое место в болоте, топь' (Арх.: Нянд.) [АОС IX, 93], глáзьё 'топкие места на болоте, топь' (Арх.: Леш.) [АОС IX, 94]. Наименования, образованные по этой модели, встречаются и в других языках, ср. напр.: коми диал. мусин 'окно на болоте, трясине', которое «Является семантическим ответвлением от син 'глаза'; ср. удм. mes-sin 'ключ'; хант. мbγсэм 'родник, ключ' [КЭСК, 256], вепс. umlَähte 'окно (в болоте)' при um 'глаз', lَähte 'колодец; прорубь, родник' [СВЯ, 536]. С финно-угорскими источниками связано сев.-русск. чиَльма 'глубокая яма (окно) на болоте, поверхность которой может быть водяной или моховой', которое судя по консонантизму имеет саамское происхождение, ср.: саам. čalbme, čalme 'глаз' [Мурзаев II, 311] (Источник).

[2] Платов А. Мегалиты Русской равнины. М., 2009. С. 51

[3] Василявичюс Л. Камни чародеев. Очерк типологии и мифологии священных камней балтославянского региона //  Приложение к кн.: Платов А. Мегалиты русской равнины. С. 255.

[4] Heizer R., Baumhoff M. Prehistoric rock art of Nevada and Eastern Californis. Berkleu, 1962. P. 237; Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., 1995. С. 185.


Tags: вода, камень, натурфилософия
Subscribe

Posts from This Сommunity “натурфилософия” Tag

  • Натурфилософия кукушки.

    Я уже говорил о том, что патриархальные, "силовые" отношения в обществе вполне естественны с точки зрения эволюции? Сильный доминирует над…

  • Бесконечность.

    48 наложенных друг на друга фотографий солнца, сделанных в течение года, по одной в неделю, в одном месте и в одно и то же время, в небе над…

  • Подобное притягивает подобное.

    "Мокадаю из рода Окопукопу был известным пев
цом. Как и все мужчины его профессии, он пользо
вался большим успехом у женщин. «Потому что,…

  • Натурфилософия матриархата.

    И. Бахофен, пересказывая грустную историю Беллерофонта, говорит, что под конец своей жизни он оказался "во власти закона земной…

  • О реинкарнации.

    Когда долго не пишешь в ЖЖурнал, поначалу писать как-то "дико"; примерно так же "дико", как идти на работу после долгого…

  • Все люди происходят от одной ветки.

    Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков. Ветер одни по земле развевает, другие дубрава, Вновь расцветая, рождает, и с новой весной…

  • Я на стороне бабульки.

    Замечательную мысль высказал trita в Статистический анализ. " Даже если на стороне Варравы весь народ, это не отменяет того факта,…

  • К истокам образа Матери Земли.

    Светлана Марковская говорит, что этот видеоролик - "Жизнь клетки" - " завораживает и наводит на мысли. Эти миллиарды клеток,…

  • В защиту прекрасного пола.

    shakko.ru в Феминист 15 века сообщает, что "в пятнадцатом веке, когда было модно публично спорить о недостатках и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments