Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Девичье царство.

Девичье царство находится далеко, "за тридевять земель, за тридевять морей", за "огненным морем"; его называют "Подсолнечным". Ясно, что речь идёт о южных приморских областях. Есть в этом полуденном царстве и город, окружённый каменной стеной или железным тыном; высота стены 12 саженей. Подступы к городу охраняют Ягишны или сестра Царь Девицы.

Ивана-Царевича, пытающегося проникнуть к Царь-Девице, предупреждают: "Много туда ехало разных богатырей, а ни один оттуда не вернулся. Все-то головушки ихни на тычинушках, а только одна тычинка стоит порозна – не твоей ли головушки быть?"


У Царь-Девицы иногда оказывается целое войско девиц, удалых полениц, с которыми она тешится в зелёных лугах.

Ездит Царь-Девица верхом на богатырском коне, под которым гнутся мосты, а в его "ископыти" увязают обычные кони. Царь-Девица (Белая Лебедь, Настасья-Прекрасна, Девица-Красавица) является обладательницей живой и мёртвой воды, молодильных яблок, "кувшина о двенадцати рыльцах". За этими чудесами и посылает старый царь своих сыновей в "Девичье царство". Поездка эта мирная, не носит характера военного похода. Герой (обычно Иван-Царевич) добирается до Царь-Девицы, и, застав её спящей в шатре, овладевает ею.

Богатырша рождает сыновей и заставляет Ивана жениться на ней, угрожая его отцу: "Я всё царство побью, попленю, головнёй покачу".

Сказочное "Девичье царство", очевидно, отразило реальное пребывание на юге тех или иных "жёноуправляемых" кочевников, будут ли это сарматы или давние киммерийцы, с которыми тоже связывали легенды об амазонках.

Крепости с высокими каменными стенами также указывают на южные причерноморские земли, где были десятки хорошо укреплённых греческих городов, завоёванных в конце их исторического пути кочевниками-сарматами.

О человеческих головах на "тычинах" сообщает Геродот, описывая быт тавров Крымского полуострова:

"У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов... тело жертвы сбрасывают с утёса в море... голову же прибивают к столбу...

...С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом"
.

Спустя почти тысячу лет после Геродота Аммиан Марцеллин писал об этом же (может быть, по Геродоту), но уже в прошедшем времени:

"Умилостивляя богов человеческими жертвами и закалывая пришельцев в жертву Диане, которая у них называется Орсилохой, они укрепляли на стенах капища головы зарезанных...".

Такая деталь, как "головушки на тычинках", не является доказательной, но и без этого сопоставления ясно, что сказки о Яге-всаднице и о девицах-поленицах в Подсолнечном приморском царстве связаны с южными народами, последней волной которых до появления тюрок были "жёноуправляемые" сарматы. Однако следует сказать, что греческие авторы в своих сказаниях об амазонках нередко путали амазонок с киммерийцами. "Вполне вероятно, – пишет Б. Н. Граков, – что в легендах об амазонках отразились древнейшие походы племён, обитавших у Меотиды, в Европу и Малую Азию, и в том числе киммерийцев".


Борис Рыбаков
"Язычество древних славян"


Древнейшая форма имени сарматов – «савроматы». Савроматы были одним из скифских народов, частью скифского мира – так же, как европейские скифы, азиатские саки и другие объединения североиранских кочевников. Священная книга зороастрийцев Авеста упоминает савроматов под именем «сайрима» и называет их кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». Действительно, савроматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них ещё не было государства. В VII-V вв. до н.э. савроматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Во главе племён стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати.

Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками – легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счёт родства на этапе разложения родового строя вёлся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племён возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.

карта

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1

Cарматский храм-святилище Кызылуйик расположен на пересечении трех областей – Актюбинской, Атырауской и Манкыстауской. Предварительная дата сооружения храма-святилище IV вв. до н. э. – II вв. н. э.

Диаметр храма до раскопок был 56 м, высота 4,7 м. Общий площадь святилища 1 га. Храм, первоначальный диаметр которого 21 м, высота 12 м, представлял собой сложный в архитектурном плане каменное сооружение. Этот святилище было сооружено на политически стабильном социуме, в мощном духовно-религиозном фундаменте. Храм-святилище Кызылуйик – мощный, «закрытый» религиозный центр, где проводились служения и поклонения божеством и находится на караванном пути Хорезм-Едил.

2

Отчет Института археологии им. А.Х.Маргулана по Государственной программе «Культурное наследие» за первое полугодие 2008 года:
"Храм-святилище Кызылуйик самое грандиозное на территории Казахстана многоступенчатое каменное сооружение круговой планировки, относящиеся к середине – концу I тыс. до н.э. Вокруг него располагались многочисленные статуи вооруженных воинов, каменные жертвенники, менгиры, а внутри – алтарь огня, к которому, спускались с помощью каменных ступеней. По нашему мнению, памятник представляет собой общеплеменное святилище, где сармато-сако-массагетские объединения совершали культово-ритуальные мистерии, посвященные божествам Солнца и Огня. Общая площадь вскрываемой поверхности и наружности Главного Культового Сооружение – храма в этом году около 370 кв.м."

прорисовка 1

прорисовка 2
Прорисовка статуи амазонки

"У сарматов костюм воительниц, видимо, весьма различался у разных племен. С одной стороны, известны случаи, когда римляне не могли отличить на поле боя по внешнему виду мужчин от женщин (SHA. Avrel. 22); знатные женщины-воительницы носили прочные и широкие (?) боевые пояса: так, подобный пояс царицы нижнекубанского племени язаматов (иксоматов) Тиргатао отразил удар меча заговорщика, подосланного боспорским царем (Polyaen. Strat. УШ. 55). Изображение воительницы III-I вв. до н.э. с подчеркнутыми грудями известно на одной из каменных надмогильных статуй Западного Казахстана (плато Устюрт, святилище Тасастау) (Тасмагамбетов 2002, рис. на с. 12). Здесь женщина (голова и шея на статуе, к сожалению, не сохранились), похоже, также одета по-мужски (довольно широкий пояс с пряжкой у правого бока и с подвешенным кинжалом; штаны, перетянутые на правой ноге выше колена ремнем для крепления ножен второго кинжала; нераспашная рубаха?)."(C.А.Яценко, КОСТЮМ ДРЕВНКЙ ЕВРАЗИИ, Москва 2006)

Кайрат Бегалин
К СВЯТИЛИЩУ АМАЗОНОК
:

Кругом, на сотни километров, раскинулось пустынное плато Устюрт, залитое ярким ослепляющим светом.

Вечерело, когда археологи объявили, что мы находимся в местности под названием Кызыл-Уйик. Она расположена на пересечении трех областей – Актюбинской, Атырауской и Манкыстауской. Согласно путевой карте, где-то здесь должно быть Святилище амазонок. Его я заметил издалека, хотя возвышается оно всего на каких-нибудь четыре с половиной метра над окружающей равниной и внешне похоже на огромный курган. Археологи предполагают, что под земляной насыпью скрывается сложная конструкция какого-то сооружения. К такому выводу они пришли после предварительных исследований.

Удалось также выяснить, что в древности вокруг кургана стояли изваяния в виде стражников, выполненных из ракушечника. Сейчас эти скульптуры разбиты, а их фрагменты разбросаны по всей округе. Воссоздан общий вид лишь некоторых из них.

Особый интерес вызывает то обстоятельство, что каменотесы запечатлели не только мужские, но и женские фигуры. Причем, стражницы вооружены гораздо лучше: арсенал слабого пола составляют кинжал, короткий меч, горит с луком и стрелами. Все это свидетельствует о привилегированном положении женщин в том обществе, которое соорудило этот памятник древности. И неслучайно его назвали Святилищем амазонок.

Фрагмент статуи воина
Фрагмент статуи воина
Tags: амазонки, сарматы
Subscribe

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • К вопросу о первых носителях власти.

    И. Л. Андреев говорит, что "истоки властного авторитета коренились в окутанном замысловатыми ритуалами культе предков. Первые носители власти…

  • "Богиня города".

    "Богиня города" ("Челябинский трансмутационный завод имени Иштар"). Источник. Я бы сказал, что сия картинка очень даже в тему…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments