Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Девичье царство.

Девичье царство находится далеко, "за тридевять земель, за тридевять морей", за "огненным морем"; его называют "Подсолнечным". Ясно, что речь идёт о южных приморских областях. Есть в этом полуденном царстве и город, окружённый каменной стеной или железным тыном; высота стены 12 саженей. Подступы к городу охраняют Ягишны или сестра Царь Девицы.

Ивана-Царевича, пытающегося проникнуть к Царь-Девице, предупреждают: "Много туда ехало разных богатырей, а ни один оттуда не вернулся. Все-то головушки ихни на тычинушках, а только одна тычинка стоит порозна – не твоей ли головушки быть?"


У Царь-Девицы иногда оказывается целое войско девиц, удалых полениц, с которыми она тешится в зелёных лугах.

Ездит Царь-Девица верхом на богатырском коне, под которым гнутся мосты, а в его "ископыти" увязают обычные кони. Царь-Девица (Белая Лебедь, Настасья-Прекрасна, Девица-Красавица) является обладательницей живой и мёртвой воды, молодильных яблок, "кувшина о двенадцати рыльцах". За этими чудесами и посылает старый царь своих сыновей в "Девичье царство". Поездка эта мирная, не носит характера военного похода. Герой (обычно Иван-Царевич) добирается до Царь-Девицы, и, застав её спящей в шатре, овладевает ею.

Богатырша рождает сыновей и заставляет Ивана жениться на ней, угрожая его отцу: "Я всё царство побью, попленю, головнёй покачу".

Сказочное "Девичье царство", очевидно, отразило реальное пребывание на юге тех или иных "жёноуправляемых" кочевников, будут ли это сарматы или давние киммерийцы, с которыми тоже связывали легенды об амазонках.

Крепости с высокими каменными стенами также указывают на южные причерноморские земли, где были десятки хорошо укреплённых греческих городов, завоёванных в конце их исторического пути кочевниками-сарматами.

О человеческих головах на "тычинах" сообщает Геродот, описывая быт тавров Крымского полуострова:

"У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов... тело жертвы сбрасывают с утёса в море... голову же прибивают к столбу...

...С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом"
.

Спустя почти тысячу лет после Геродота Аммиан Марцеллин писал об этом же (может быть, по Геродоту), но уже в прошедшем времени:

"Умилостивляя богов человеческими жертвами и закалывая пришельцев в жертву Диане, которая у них называется Орсилохой, они укрепляли на стенах капища головы зарезанных...".

Такая деталь, как "головушки на тычинках", не является доказательной, но и без этого сопоставления ясно, что сказки о Яге-всаднице и о девицах-поленицах в Подсолнечном приморском царстве связаны с южными народами, последней волной которых до появления тюрок были "жёноуправляемые" сарматы. Однако следует сказать, что греческие авторы в своих сказаниях об амазонках нередко путали амазонок с киммерийцами. "Вполне вероятно, – пишет Б. Н. Граков, – что в легендах об амазонках отразились древнейшие походы племён, обитавших у Меотиды, в Европу и Малую Азию, и в том числе киммерийцев".


Борис Рыбаков
"Язычество древних славян"


Древнейшая форма имени сарматов – «савроматы». Савроматы были одним из скифских народов, частью скифского мира – так же, как европейские скифы, азиатские саки и другие объединения североиранских кочевников. Священная книга зороастрийцев Авеста упоминает савроматов под именем «сайрима» и называет их кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». Действительно, савроматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них ещё не было государства. В VII-V вв. до н.э. савроматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Во главе племён стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати.

Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками – легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счёт родства на этапе разложения родового строя вёлся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племён возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.

карта

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1

Cарматский храм-святилище Кызылуйик расположен на пересечении трех областей – Актюбинской, Атырауской и Манкыстауской. Предварительная дата сооружения храма-святилище IV вв. до н. э. – II вв. н. э.

Диаметр храма до раскопок был 56 м, высота 4,7 м. Общий площадь святилища 1 га. Храм, первоначальный диаметр которого 21 м, высота 12 м, представлял собой сложный в архитектурном плане каменное сооружение. Этот святилище было сооружено на политически стабильном социуме, в мощном духовно-религиозном фундаменте. Храм-святилище Кызылуйик – мощный, «закрытый» религиозный центр, где проводились служения и поклонения божеством и находится на караванном пути Хорезм-Едил.

2

Отчет Института археологии им. А.Х.Маргулана по Государственной программе «Культурное наследие» за первое полугодие 2008 года:
"Храм-святилище Кызылуйик самое грандиозное на территории Казахстана многоступенчатое каменное сооружение круговой планировки, относящиеся к середине – концу I тыс. до н.э. Вокруг него располагались многочисленные статуи вооруженных воинов, каменные жертвенники, менгиры, а внутри – алтарь огня, к которому, спускались с помощью каменных ступеней. По нашему мнению, памятник представляет собой общеплеменное святилище, где сармато-сако-массагетские объединения совершали культово-ритуальные мистерии, посвященные божествам Солнца и Огня. Общая площадь вскрываемой поверхности и наружности Главного Культового Сооружение – храма в этом году около 370 кв.м."

прорисовка 1

прорисовка 2
Прорисовка статуи амазонки

"У сарматов костюм воительниц, видимо, весьма различался у разных племен. С одной стороны, известны случаи, когда римляне не могли отличить на поле боя по внешнему виду мужчин от женщин (SHA. Avrel. 22); знатные женщины-воительницы носили прочные и широкие (?) боевые пояса: так, подобный пояс царицы нижнекубанского племени язаматов (иксоматов) Тиргатао отразил удар меча заговорщика, подосланного боспорским царем (Polyaen. Strat. УШ. 55). Изображение воительницы III-I вв. до н.э. с подчеркнутыми грудями известно на одной из каменных надмогильных статуй Западного Казахстана (плато Устюрт, святилище Тасастау) (Тасмагамбетов 2002, рис. на с. 12). Здесь женщина (голова и шея на статуе, к сожалению, не сохранились), похоже, также одета по-мужски (довольно широкий пояс с пряжкой у правого бока и с подвешенным кинжалом; штаны, перетянутые на правой ноге выше колена ремнем для крепления ножен второго кинжала; нераспашная рубаха?)."(C.А.Яценко, КОСТЮМ ДРЕВНКЙ ЕВРАЗИИ, Москва 2006)

Кайрат Бегалин
К СВЯТИЛИЩУ АМАЗОНОК
:

Кругом, на сотни километров, раскинулось пустынное плато Устюрт, залитое ярким ослепляющим светом.

Вечерело, когда археологи объявили, что мы находимся в местности под названием Кызыл-Уйик. Она расположена на пересечении трех областей – Актюбинской, Атырауской и Манкыстауской. Согласно путевой карте, где-то здесь должно быть Святилище амазонок. Его я заметил издалека, хотя возвышается оно всего на каких-нибудь четыре с половиной метра над окружающей равниной и внешне похоже на огромный курган. Археологи предполагают, что под земляной насыпью скрывается сложная конструкция какого-то сооружения. К такому выводу они пришли после предварительных исследований.

Удалось также выяснить, что в древности вокруг кургана стояли изваяния в виде стражников, выполненных из ракушечника. Сейчас эти скульптуры разбиты, а их фрагменты разбросаны по всей округе. Воссоздан общий вид лишь некоторых из них.

Особый интерес вызывает то обстоятельство, что каменотесы запечатлели не только мужские, но и женские фигуры. Причем, стражницы вооружены гораздо лучше: арсенал слабого пола составляют кинжал, короткий меч, горит с луком и стрелами. Все это свидетельствует о привилегированном положении женщин в том обществе, которое соорудило этот памятник древности. И неслучайно его назвали Святилищем амазонок.

Фрагмент статуи воина
Фрагмент статуи воина
Tags: амазонки, сарматы
Subscribe

  • О культе тельцов в древнем Израиле.

    Vadym Zhuravlov, автор блога Древний Ближний Восток, пишет, что "основное свидетельство культа тельцов в древнем Израиле - это Еврейская…

  • Исход из родовой жизни.

    "Важно обратить внимание на то, что Яхве постоянно требует от своего народа, чтобы он выходил из того места, где был укоренён в родовой жизни:…

  • В саркофаге с Богиней.

    Древние египтяне на внутренней поверхности крышки саркофага изображали богиню неба Нут. Образ прекрасной Небесной Коровы относится не к тому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments