Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Песни Отомаэ и матриархальные кланы в Японии XII века.

Японское общество XI-XII веков состояло из множества кланов и структур. Государи и принцы крови, придворные аристократы и провинциальные чиновники, буддийские монахи и синтоистские жрецы, самураи и крестьяне-земледельцы, торговцы и ремесленники — все они могли обладать собственными законами, культурными нормами и обычаями. При таком расслоении заметно возросла роль музыки и поэзии, объединявших и знать, и простолюдинов.

В эту эпоху колоссальную популярность обрели песни «в стиле наших дней» имаё:. Состоявшие из строф по 3-8 слогов, тексты их чаще всего описывали природные явления, символизировавшие повседневные чувства и религиозные переживания исполнительниц. Сопровождалось пение танцами, а также мелодичной игрой на японском ручном барабане цудзуми и бамбуковой флейте фуэ. Трогательные, честные и в то же время образные и изящные песни распространялись не только в Столице, но и в провинции.

Исполняли их женщины «простого ритма» сирабё:си — преимущественно дочери аристократов, из-за придворной конкуренции оставшиеся без наследства и вынужденные сделать карьеру в сфере искусств. Сирабё:си выступали в резиденциях знати с композициями, основанными на буддийских молитвах, синтоистских мотивах и исторических сюжетах.

Другой группой исполнительниц популярных песен стали «марионеточницы» кугуцумэ. Женщины самого разного происхождения, они путешествовали по стране, собирали распространённые напевы, составляли собственные версии куплетов и устраивали представления с танцами, музыкой и пением. Кугуцумэ состояли в тесных отношениях с кланами синтоистских жриц, шаманок и гадалок. Ходили легенды, что в ходе представлений кугуцумэ использовали магические практики.

Ещё более загадочным образ кугуцумэ становился благодаря принципиальной матриархальности, царившей в их корпорации. Эти женщины отказывались от замужества, передавали наследственное ремесло исключительно дочерям и отстаивали физическую, трудовую и финансовую независимость от мужчин. Их незнатное происхождение и акцент на самореализации может объяснить, почему аристократы и самураи долгое время игнорировали существование кугуцумэ. Достижения этих женщин оказались практически стёрты из истории Японии.

Знание о популярных песнях Японии XI-XII веков сохранилось во многом благодаря признанию таланта певицы Отомаэ (яп. 乙前, 1086?-1169) из провинции Мино. Харизматичная и известная на всю страну, на закате карьеры она постриглась в монахини и удалились в буддийскую обитель. Прознав о том, отрёкшийся государь Го-Сиракава (яп. 後白河天皇, 1127-92) пригласил исполнительницу в свою резиденцию, предоставил жильё и жалование с тем только, чтобы стать её учеником. Го-Сиракава и его мать были одержимы творчеством Отомаэ. Они уже знали наизусть большую часть её репертуара, но хотели получить самое точное представление об отдельных вариациях и особенностях исполнения песен.

Чтобы сберечь в памяти бесценные часы занятий с музыканткой, Го-Сиракава составил собрание «Секретные записи превосходных [песен]» (яп. 梁塵秘抄, Рё:дзин хисё:), куда включил сотни записанных под диктовку текстов. Использованный в названии трактата термин «рё:дзин» заимствован из китайской классики и в оригинале означает «голос, который парит так, что даже пыль на стропилах дрожит». Искренние и пронзительные песни Отомаэ, бросающейся из бездны буддийского покаяния в объятия эротических соблазнов, смело озвучивают слова и чувства, которые оставляют тёплый след в душе даже у современного слушателя.

В отличие от более формальных стихотворений аристократического мира и совсем вольных сельских песен, в лирике Отомаэ напрямую выражаются страстная любовь и вовлечённость, гнев и ненависть, смирение и сострадание — конкретные и глубоко личные переживания героини. При этом для передачи чувств используется обильный язык символов и образов. Образы эти интуитивно понятны любому слушателю, но не скованны канонами придворной поэзии, а протяжное исполнение и танцы дополняют произведения чувственностью и сокровенностью.

Песни Отомаэ впечатлили многих литераторов и поэтов последующих эпох как японского, так и иностранного происхождения. В англоязычном академическом сообществе особенное внимание её творчеству уделила исследовательница Барбара Рух. Американская специалистка по истории японской культуры и основательница Института исследований средневековой Японии, докторка Рух воплотила многолетний проект “The Songs of Otomae”.

Барбара Рух
Портрет докторки Барбары Рух / Современная фотография // Institute of Medieval Japanese Studies. URL: https://www.imjs-jchi.org/about-us/organization-staff..

В рамках этой инициативы удалось перевести множество куплетов, составить обширный список библиографии и несколько полезных баз данных (ссылки указаны ниже). Более того, ради реконструкции 3 избранных мелодий исследователи пригласили японских исполнительниц и организовали их выступления на концертах японской традиционной музыки.

Б.Рух отмечает: «Если человек не будет глубоко тронут страстными текстами её песен, он будет, как пела Отомаэ, “подобен камням, застрявшим на дне пропасти, … и неспособным взлететь”», и приглашает всех желающих насладиться музыкальным наследием классической Японии.

***

Пример проекта “The Songs of Otomae” показывает, насколько личной может быть научная деятельность. Воодушевлённая песнями XII века, Б.Рух испытывала жгучее желание поработать с куплетами «Секретных записей» и создала с этой целью масштабную исследовательскую инициативу. В то же время, подобный личный интерес может вызвать излишнее рвение в доказывании ценности проекта окружающим людям.

Так или иначе, творчество певицы Отомаэ, вышедшей из серой зоны японского общества и получившей признание в элитах, заслуживает всестороннего изучения и популяризации. По ссылкам ниже доступны материалы и переводы песен, которые, как нам кажется, действительно не многих могут оставить равнодушными.

» Главная страница “The Songs of Otomae” — www.imjs-jchi.org/songs-of-otomae

» Список исследований творчества Отомаэ — www.imjs-jchi.org/wp-content/uploads/2021/08/1-Refere..

» Избранные песни по категориям — www.imjs-jchi.org/wp-content/uploads/2021/08/2-Otomae..

» Избранные комментированные переводы — www.imjs-jchi.org/wp-content/uploads/2021/08/3-Otomae..

» Список реконструкции 3 песен Отомаэ — www.imjs-jchi.org/wp-content/uploads/2021/08/4-Instit.., один из примеров: youtu.be/_70lQiOc8RU?t=4158

Приятного ознакомления!

Автор поста: Иван Тюленев. Источник.
Tags: Япония
Subscribe

Posts from This Сommunity “Япония” Tag

  • Метаморфозы японского патриархата.

    Н. Н. Изотова в статье " ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ" говорит, что " в древности Япония была…

  • О трансформации положения японских женщин в эпоху Хэйан.

    Ночвина Белла Анатольевна и Силуянова Екатерина Андреевна [ 1] в статье " Парадокс женской идентичности в эпоху Хэйан" пытаются…

  • Брачные отношения в средневековой Японии.

    Д. А. Суровень в своей статье "Брак в древнеяпонском праве" говорит, что содержание древних законов нам неизвестно, так как нормативные…

  • Шаманки Окинавы.

    Население префектуры Окинава — рюкюсцы, в настоящее время составляющие этнографическую группу японцев, в прошлом представляли особую народность…

  • Айны.

    Айны для нас являются очень интересным архаическим обществом охотников-собирателей, которые сохранили свои традиции с палеолитичских времён. Они…

  • Бог маленьких детей.

    “Японец рождается синтоистом, живет как конфуцианец и умирает как буддист”. И это действительно так. В Японии синтоизм и буддизм…

  • О матрилокальных браках в феодальной Японии.

    Как пишет С. А. Умаханова в статье " БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ", в Японии ещё в эпоху Хэйан (с 794 по 1185 год)…

  • Апофеоз женственности. (Почти по Верещагину)

    Юко Симидзу «Отряхивая мужские взгляды»

  • Параллели.

    Каменная статуэтка богини из Джанхасана (5500-4000 до н.э.). Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка, рядом с современным городом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments