Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О релятивистской природе человека.

Вот эта картинка, случайно увиденная мною в Сети, заставила меня глубоко задуматься.

Третий Рейх

Помнится, в статье "О релятивизме человеческой природы" я говорил, что правы те учёные, которые отмечают релятивистскую природу человека: у человека вообще никакой собственной, "человеческой", природы нет. Помести новорожденного младенца в стадо обезьян - и он вырастет обезьяной. То же - и с волками. Не зря же существует эта поговорка: "С волками жить - по волчьи выть". Изначально человеческий ребёнок рождается как любое другое животное, а дальше всё зависит от того культурного (или бескультурного) окружения, в котором он вырастает.

Любопытно, для сравнения, взглянуть на мужчин Германии периода Веймарской республики (1919 - 1933 гг.).

Веймарская Республика

Как видим, немецкие мужчины 20-х годов заметно отличались от мужчин 30-х годов XX века.

То есть, люди постоянно колеблются, "осциллируют", у них в природе заложен довольно значительный "люфт", позволяющий им меняться в ту или иную сторону.

В статье Человек-"хамелеон" я уже касался этой темы подражания человеку носящимся в воздухе "модам". И задавал вопрос, архиважный и архисложный: а кому подражали древние гоминиды? Результат этого подражания мы видим налицо: это человек разумный, Homo sapiens, появившийся на Земле около 40 000 лет назад. Но ведь был какой-то образец, или образ колоссальной притягательной силы, подражая которому, гоминиды превратились в людей. Что это было? Или: кто это был? В статье О человеке-"хамелеоне" и "вечном идоле" я сделал попытку ответить на этот вопрос.

Но сегодня я хотел бы заострить внимание на самой возможности изменения человека. Социальные эксперименты XX века вполне убедительно доказали, что такая возможность имеет место быть. Человек - существо довольно "пластичное", и он сам может "лепить" себя по чьему-то "образу и подобию", и целые общества меняются до неузнаваемости буквально мгновенно по историческим меркам. Мы сейчас не станем обсуждать качественную сторону этих перемен, - "к худу" они или "к добру", - для нас важен сам факт социального "преображения" масс.

Отсюда следуют два очень простых вывода: в будущем мы (то есть наши отдалённые потомки) станем другими, и в прошлом мы (то есть наши далёкие предки) были другими.

Вот эти элементарные истины надо всегда иметь в виду, изучая общества людей, живших в эпохи неолита-мезолита или верхнего палеолита. К сожалению, очень часто историки пытаются "встроить" те общества в парадигму современной культуры. Например, уделяют слишком много внимания торговым отношениям в обществах Старой Европы. Хотя, как мы знаем, во многих традиционных обществах, по описаниям этнографов, существовала т. наз. "экономика дара". То есть, современное общество построено на торговле, и те же самые отношения предполагаются в древних обществах. В современном мире повсюду доминируют государственно-бюрократические отношения, и то же самое, только в меньших масштабах, реконструируется на Крите эпохи бронзы. Носители Трипольской культуры никак не могли жить без вождей и "сельсоветов". Другого способа жить, кроме как выполняя царские указы, видимо не существует. Новая и Новейшая история "кишат" войнами, и то же разыскивается в древних обществах. Хотя даже Древний Египет демонстрирует, что это не так. По словам Д. Мережковского,

"Апокалипсис предсказывает «тысячелетнее царство святых» на земле, царство мира, конец всех войн в конце времён, а в начале их, в Египте, уже дан прообраз этого царства.
От III династии до IV (3300–2400 гг. до Р. X.), в продолжение тысячи лет, мир в Египте не нарушается ничем, кроме немногих походов на полудиких кочевников Синайского полуострова.
Если даже столетие римского мира, pax romana, кажется нам чудом неповторяемым, счастьем единственным за память человечества, то какое же чудо тысячелетний мир Египта!
Избыток сил, расточаемых другими народами на войны, здесь, в Египте, уходит на мирный труд. И если египтяне «сотворили больше чудес, чем все прочие люди» (Геродот), то все эти чудеса — непревзойдённое ваяние, живопись, зодчество, мудрость, и лёгкость, и крепость жизни — суть чудеса мира. Только под этим безоблачным солнцем мог созреть Египет, плод земли небесно-сладостный" (Источник).


Вот она, "инаковость" Древнего Египта!

Я уже не раз говорил, что прежде чем разбрасывать камни, надо их собрать в кучу. Прежде чем расточать в войнах накопленные богатства, надо их накопить. Катастрофа бронзового века как раз и подразумевает, что в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке были накоплены культурные ценности. Ну не пойдут солдаты "за тридевять земель", если там их ожидают жалкие халупы с чечевичной похлёбкой, - это-ж козе понятно! А для того, чтобы созидать эти ценности, нужен, как говорит Мережковский, мирный труд. Но я пойду дальше, чем Мережковский. Состояние мира является следствием особого рода культуры, - матриархальной культуры.

Я, когда женился, скоро увидел, как дом буквально наполняется всякого рода нужными и ненужными (на мой взгляд) вещами. Пришлось покупать новые шкафы, буфеты, полочки... Сделал к дому пристройку, и она тоже оказалась забита всякого рода "ценностями". Очевидно, то же самое было и в Древнем Египте, и в Старой Европе, и на Ближнем Востоке, и в долине реки Инд... Повсюду происходило накопление "мёда"...

Но, как мы знаем, природа человека изменчива. Мы знаем, что новые члены мужских тайных союзов, успешно прошедшие все инициатические испытания, позволяли себе, на радостях, немного пограбить "мёд", и общество допускало этот традиционный разбой. Однако произошла какая-то перемена, и временный однократный разбой перешёл в постоянный образ жизни. Образовались банды "любителей мёда", которые, как саранча, приходли в движение и опустошали лежавшие на их пути богатые культуры. Таким образом образовался патриархат.

В этом смысле всю историю человечества можно описать как "осцилляцию" между матриархатом и патриархатом.

"Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время войне, и время миру".

Tags: антропология, историософия
Subscribe

Posts from This Сommunity “историософия” Tag

  • Историософское.

    "Вмешательство богов в социальный порядок уничтожено бюрократией и тоталитаризмом. Желательно, чтобы в обществе была минимальная организация,…

  • Кочевники и земледельцы.

    31 августа... Уходит лето 2021 года... Ну, что-ж, так "заведено" в этом мире, что день сменяется ночью, а лето - зимою, и ничего тут не…

  • Вильгельм Райх о формировании патриархального общества.

    Изучив исследования Бронислава Малиновского об островитянах Тробрианда, общества, ориентированного на женщин (матрицентричного), в котором…

  • Старо как мир: "волки" и "овцы".

    Гениальный фильм Павла Лунгина « Царь» позволяет приблизиться к пониманию неизбежности смены матриархата патриархатом. Но начнём…

  • О народах "цивилизованных" и "нецивилизованных".

    О.В. Зимонина в статье " Ретроспектива семьи и семейных отношений в истории гуманитарных наук " пишет: "Отцовский род образуется,…

  • О принципе маятника в истории.

    Е. И. Рябова в статье " Гендерное равенство: путь в матриархат или к торжеству справедливости" говорит о существовании Закона или…

  • Истории.net

    Ну да, вот, в моём лице, нашёлся такой "сторонний наблюдатель" истории, и она развёртывается через "призму" моего наблюдения.…

  • О древнегреческом наследии.

    Всем известна поговорка "Волос у женщины долог, да ум короток". Но, как известно, Карл Юнг в XX веке открыл феномен Бессознательного.…

  • Три кита европейской цивилизации.

    " Можно без излишнего преувеличения сказать, что Анатолия, долго рассматривавшаяся как варварская окраина «полумесяца плодородных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments