Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Матрилокальное общество раннеминойского Крита (1).

Jan Driessen в статье A Matrilocal House Society in Pre- and Protopalatial Crete?, полемизируя с археологами, которые пытаются представить крито-минойские семьи как "нуклеарные", состоящие из отца, матери и нескольких детей, пишет:

"Моё главное возражение против реконструкции Уайтлоу заключается в том, что если нуклеарное семейное домохозяйство было основным и наиболее важным социальным компонентом минойского общества, то почему его так трудно идентифицировать, почему большинство минойских жилых строений имеют размер и сложность, которые отсутствуют в обществах, где такое нуклеарное семейное домохозяйство является правилом, как, например, в материковой Греции?"

Действительно, как уже говорилось в статье О крито-минойском житье-бытье, в сельской местности Крита преобладали обширные виллы, как, например, в Ватипетро возле Арханеса. Эти виллы состояли из домов, мастерских и трёхсторонних святилищ, соединённых между собой на небольшом участке земли.

вилла
The villa at Vathypetro today

Для обычных нуклеарных семей такие большие дома нехарактерны. Jan Driessen говорит, что "Крит, будь то в прото-, нео- или постдворцовом периоде, изобилует жилыми комплексами площадью более нескольких сотен квадратных метров". И если там жили одновременно несколько нуклеарных семей, то теперь не представляется никакой возможности уверенно разделить это жильё на несколько хозяев.

Да и в более крупных поселениях "практически невозможно выделить отдельные жилища".

A reconstruction of Akrotiri, on Thera
A reconstruction of Akrotiri, on Thera

Myrtos at Fournou Koriphi, building development from 3k-2.2k bce
Myrtos at Fournou Koriphi, building development from 3k-2.2k bce

Где тут заканчивается одно домовладение и начинается другое?

Jan Driessen называет такую структуру "устоявшимся домом" („established house‟) в леви-страусовском смысле (Levi-Strauss), чтобы отличить этот термин от простого архитектурного сооружения. И он повторяет определение, данное Гиллеспи: "Группы, обозначаемые термином "дом", - это корпоративные объединения, иногда довольно крупные, организованные на основе их общего места жительства, средств существования, средств производства, происхождения, ритуальных действий или метафизической сущности, и всё это влечёт за собой приверженность корпусу собственности дома, который, в свою очередь, можно сказать, материализует социальную группу. Дома определяют и социально воспроизводят себя посредством действий, связанных с сохранением их совместной собственности, как формы материального воспроизводства, которая объективирует их существование как группы и служит для конфигурации их статуса по отношению к другим домам в рамках более широкого общества".

"Прежде всего, следует отметить, - говорит Jan Driessen, - что минойские дома являются социальными группами, связанными между поколениями, в центре которых находится архитектурное сооружение. Дом следует рассматривать не только как архитектурную форму, но и как объективизацию или материализацию "устойчивой социальной группы, которая материально представлена физической структурой и сопутствующими предметами - мебелью, курируемыми реликвиями и могилами - в определенном локусе ландшафта" (Gillespie).

Такие "устоявшиеся (или "сложившиеся") дома", которые, по определению, состоят из нескольких поколений, дают своим обитателям чувство сопричастности вечности. На Крите связи между прошлым и настоящим поддерживались различными механизмами, что подчёркивается серией параллелей в погребальной и жилой сферах. Поэтому было подчёркнуто, что крито-минойские поселения часто тесно связаны со своими кладбищами (или наоборот?)".

Ну, об этом и проф. Зубов рассказывает в своей лекции, что у критян гробницы часто располагались в непосредственной близости от жилых домов.

"Конечно, - продолжает Jan Driessen, - хорошо известно, что многие минойские гробницы использовались более 1000 лет. Этот аспект смены поколений и постоянное повторное использование одной и той же гробницы трудно согласовать с обществом, состоящим из нуклеарных семей. Более того, можно утверждать, что и дома, и гробницы рассматривались как живые тела, цикл которых отличался от жизненного цикла индивидов, которые жили или были похоронены в них (Preston Blier). Архитектурное исполнение гробницы и дома представляет собой стабильность. Люди умирают, а дом - нет, он предлагает своим обитателям чувство бессмертия".
Tags: Крит
Subscribe

Posts from This Сommunity “Крит” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments