Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Реконструируем мифологемы Старой Европы.

Согласно традициям саамов, живущих в Северной Скандинавии, мёртвые населяют подземный мир, где ходят вверх ногами по следам живых существ в зеркальном отражении жизни на земле.

Тут вспоминается песенка Владимира Высоцкого про антиподов из мюзикла "Алиса в стране чудес".



Антиподы

Но вообще-то эта саамская мифологема про "антиподов" имеет важное значение, поскольку саамы ассимилировали палеоевропейское население Скандинавии к середине I тыс. н. э., о чём свидетельствует дофинноугорский субстрат в саамских языках. Так или иначе, этот субстрат относится к доиндоевропейской истории Старой Европы, а это значит, что мифологема об "антиподах" могла иметь хождение и к югу от Балтийского моря.

В параллельной Вселенной саамов буквально всё перевёрнуто с ног на голову. И, надо полагать, что если мы, живущие на поверхности земли, оставляем следы в движении от рождения к смерти, то "антиподы" под землёй движутся по нашим следам в обратном направлении — от смерти к рождению.

Кстати, на этом пути существуют "трещины" и "разломы", через которые "антиподы" могут "провалиться" в наш мир. Про эти «линии разломов» мы уже говорили. "Материальный мир, населённый людьми, по природе своей нестабилен. Он больше похож на зоны землетрясений на подвижных тектонических плитах" (Цит. по: Миранда Олдхаус-Грин. Кельтские мифы. От короля Артура и Дейрдре до фейри и друидов. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. С. 133).

Кто знает, не был ли кыштымский карлик "Алёшенька" таким "антиподом", который "провалился" в наш мир?


Алёшенька

Кыштым

Да, и под этим углом зрения любопытно взглянуть на феномен перевёрнутых изображений в древних священных колодцах Сардинии.

Естественные эффекты света в священном колодце на Сардинии ...

Тут тоже возникает впечатление, что "мы" и "они" являемся "антиподами".

Интересно, что саамское видение загробной жизни и доступа к духовному миру имеет много общего с представлениями о смерти в кельтской мифологии. Вода в кельтском понимании служила каналом доступа в потусторонний мир — возможно, из-за отражающих свойств, которые заставляют мир повторяться визуально, но вверх ногами.

От кельтов до нас дошёл
Хэ́ллоуи́н, который является пережитком Самайна, который располагался как раз на "сдвиге" между светлой и тёмной частями года. Именно в это время из "трещин" и "разломов" появлялись всякого рода духи, которые бродили среди живых, принося им благо или вред, в зависимости от характера конкретного фантома. Именно во время Самайна, в период «небытия», живые кельтские герои, такие как Финн и Кухулин, смогли войти в мир мёртвых, оставаясь невредимыми. То есть, на Самайн не только духи "маньячат" среди людей, но и люди могут контактировать с миром духов. Отсюда, ночь с 31 октября на 1 ноября считалась пророческой ночью, исполненной мистических знаков. Люди прыгали через костры, друиды предсказывали будущее...

Надо думать, что кельты тоже много позаимствовали из традиций Старой Европы. Поэтому Самайн может иметь очень древние корни, уходящие в неолит, когда о кельтах не было ни слуху, ни духу.

Как православная Параскева Пятница свидетельствует о более ранней языческой Мокоши, так и кельтский Самайн может свидетельствовать о доиндоевропейских верованиях Старой Европы.

Tags: духи, кельты, мифология, саамы
Subscribe

Posts from This Сommunity “саамы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments