Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О кельтском котле перерождения.

«Мабино́гион»  рассказывает историю о магическом котле возрождения, принадлежавшем Брану Благословенному. У него была способность воскрешать воинов, убитых в бою, настолько хорошо, что на следующий день они могли сражаться даже смелее, чем раньше. Но у этого сосуда воскрешения была и обратная сторона: воины, помещённые в него, возвращались, утратив способность говорить. По сути, это означает, что они превращались в своего рода зомби — нежить, вернувшуюся на землю лишь для того, чтобы сражаться.

Кельты высоко ценили дар речи, для них это было воплощением самогó понятия «быть человеком». Ораторство и поэзия представляли собой краеугольные камни общественной жизни, поскольку сила слова была даже важнее военного искусства, а барды и пророки принадлежали к наивысшему рангу у кельтских народов. Слушатели сказания о котле Брана сразу понимали, что люди, возродившиеся в нём, были немы,
потому что теперь принадлежали миру мёртвых. Божественная воля ненадолго вернула их на поле, но не как полновесные фигуры, а подобно пешкам в игре (М. Олдхаус-Грин. Кельтские мифы. От короля Артура и Дейрдре до фейри и друидов. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. С. 207-208).


Гундеструпский котёл, изготовленный в I веке до н. э., изображает сцену, удивительно похожую на валлийское сказание о котле Брана.

Гундеструпский котёл

Панель состоит из верхнего и нижнего регистров. Нижний представляет процессию пеших воинов, которые обращены лицом влево; все они, кроме одного, с мечами и продолговатыми щитами, а единственный воин в этом регистре, на котором есть шлем, держит особенно длинный меч, но не имеет щита. Позади него три трубача с карниксами — длинными военными трубами, которые украшены декором в виде оскаленных кабаньих голов. В левом конце панели первый из пеших воинов противостоит борзой собаке и огромной человеческой фигуре, более чем в два раза превосходящей ростом каждого из пеших воинов; этот великан бросает одного из воинов лицом вниз в большой чан или котёл. В верхнем регистре изображены четыре всадника, обращённые вправо, они удаляются от котла верхом на лошадях. Всадники вооружены и носят шлемы, украшенные символами животных. Во главе конных воинов находится змей с рогами барана.

Очень заманчиво интерпретировать сцену, изображённую на Гундеструпском котле, как аналог эпизода возрождения мёртвых из «Мабиногиона». Если это правильно, то пешие воины могут представлять собой погибших воинов, выстраивающихся в очередь для воскрешения в магическом котле регенерации, а оживлённые оказываются в более высоком статусе всадников, - говорит Миранда Олдхаус-Грин.

На мой взгляд, здесь могут быть параллели с изображением на этрусском винном сосуде из Тральятеллы, датируемом поздним VII в. до н. э.


сосуд

Как видим, здесь тоже процессия пеших воинов; только воины направляются не к великану, а к женщине, которая держит в руке какой-то шар. Первый из воинов, ближайший к женщине, тоже держит в руке шар, что можно понимать как передачу шара от женщины.

Кстати, на Оркнейских островах недавно обнаружили похожие шары.

шар

Примерно в полутора километрах от гробницы, датируемой ок. 3500 лет до н. э., в которой археологи нашли эти шары, они обнаружили остатки неолитического поселения. Ранее похожие артефакты находили в других уголках Шотландии, Британии и Ирландии.

Здесь роль котла перерождения может выполнять лабиринт. Мы видим двух всадников, как бы выезжающих из лабиринта. Интересно, что у пеших воинов, идущих навстречу женщине, на щитах изображены кабаны, а у всадников на щитах - птицы.

И ещё скажу несколько слов на антропологическую тему. "Кельты высоко ценили дар речи, для них это было воплощением самогó понятия «быть человеком»." В принципе, и для меня - точно так же. В отличие от С. Дробышевского, который называет "человеком" примата-австралопитека (См.
Сказочник Станислав Дробышевский и его "байки"), я отличаю людей от обезьян исключительно по наличию или отсутствию культуры. Как видим, точно так же понимали человечность и древние кельты, ибо дар речи есть средство выражения и передачи культуры. Как я уже говорил, «Человек есть символическое животное». Немые люди общаются на языке символов. Собственно, и сам язык есть набор абстрактных символов. Вот она - непреодолимая граница между человеком и обезьяной: для обезьяны вышеприведённый каменный шар ничем не отличается от других камней, а для человека он может быть вместилищем души. Обезьяна разобьёт орех этим камнем, и тут же про него забудет, а человек может хранить этот камень как самое дорогое сокровище, если он является вместилищем души, например, его матери или отца.
Tags: антропология, камень, кельты, лабиринт, реинкарнация, сосуды
Subscribe

Posts from This Сommunity “кельты” Tag

  • Реконструируем мифологемы Старой Европы.

    Согласно традициям саамов, живущих в Северной Скандинавии, мёртвые населяют подземный мир, где ходят вверх ногами по следам живых существ в…

  • Мудрость и уродство.

    Керидвен ( Cyrridwen) - королева Запада, Воды и Осени, зачинательница всей магии и королева ведьм в валлийской мифологии. Она родила двух…

  • Интересное захоронение.

    Захоронение молодой женщины, относящееся к железному веку, в Ветванге, Восточный Йоркшир, найдено в 1984 году. Женщина лежит на левом боку между…

  • О "воинственности" крито-минойцев (2).

    Уже известный нам Antiquated Antiquarian, автор блога The Stream of Time, в статье " Минойцы: военные действия" приводит изображения…

  • Немного о пиктах.

    Да, Христос-то воскрес, а мы не воскресли. И воскреснем ли? С утра солнышко светит, птички поют, - хороший день. Попугай тоже…

  • Происхождение кельтов.

    Как пишет Джин Манко, "по курганам, протянувшимся вверх по Дунаю до Среднедунайской низменности, мы можем проследить передвижение народа,…

  • Кельты-пастухи.

    "В Галлии и Ирландии год делился на две половины: зиму и лето. Зима, начинавшаяся с Самайном (1 ноября), открывала год. Самайн был самым главным…

  • О кельтских святилищах.

    "Лукан говорит в «Фарсалии» о галльских друидах, живших в непроходимых лесах и искавших уединения в глубоких чащобах. Один…

  • "Остров женщин" Авалон.

    В кельтском тексте «Плавание Брана» незнакомка рассказывает Брану об «острове женщин» Авалоне (кельт. Эмайн), где нет ни…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments