Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К экономической теории матриархата.

Doug Jones в статье "The Matrilocal Tribe An Organization of Demic Expansion" говорит, что в Африке после принятия скотоводства в матрилинейном обществе обычно в течение 500 лет следует переход к патрилинейности (Holden and Mace 2003, 2005). Впрочем, о связи скота и патриархата уже не раз говорилось в нашем сообществе.

Но далее автор весьма справедливо критикует экономическую теорию существования матриархата. Согласно этой теории, экономическая роль женщин в добывании средств к существованию является ключевым фактором в развитии матрилокальности (Linton 1936; Murdock 1949; Service 1962). Там, где женщины производят большую часть потребляемой людьми пищи - как во многих садоводческих обществах - они или их родственники будут в состоянии настоять на том, чтобы их мужья сменили место жительства при вступлении в брак. Однако кросс-культурные тесты этой гипотезы не обнаружили всемирную связь между показателями вклада женщин в добычу средств к существованию и матрилокальностью/матрилинейностью (Brown 1970; Divale 1974a, b, 1984; Ember and Ember 1971). К тому же, добавляет автор, определяющий вклад женщин в добычу средств к существованию провоцирует появление полигинии, то есть многожёнства, а многожёнство - это чистейшей воды патриархат. Когда женщины обеспечивают себя сами и сверх того создают "прибавочный продукт", приобретение нескольких жён может быть экономически выгодным для мужчин. И об этом тоже говорилось в нашем сообществе, на примере современной Африки. С другой стороны, в кондово-патриархальном обществе Древней Греции жёны не работали (если не считать работу в гинекее), мужчины сами добывали средства к существованию. Значит, матриархальные или патриархальные отношения в том или ином обществе в гораздо большей степени зависят от наполнения голов, чем от наполнения желудков. То есть, матриархат или патриархат определяется менталитетом общества, тем, что называется ёмким словом "духовность". Скотоводство же и полигиния появляются как следствия ментальной "перестройки": сначала происходит "переворот" в головах, а затем уже происходит переход к патриархальным отношениям. Что это происходит именно так, а не иначе, свидетельствуют примеры опять из той же Африки: там можно встретить патриархальные и матриархальные племена, живущие по соседству. Спрашивается, почему одно племя занимается скотоводством, а другое племя, проживающее в тех же природных условиях, категорически отказывается от содержания больших стад коров или овец? Значит, есть какая-то неуловимая и непонятная для учёных, но очень мощная "сила", которая определяет образ жизни традиционных обществ. Эта "сила" проявляется в племенном мифе. Именно миф показывает, "что такое хорошо и что такое плохо", и если в племенном мифе скотина не котируется, то вряд ли скотоводы будут выглядеть престижно в том племени.
Tags: матрилинейность, матрилокальность, полигиния, скотоводство
Subscribe

Posts from This Сommunity “матрилокальность” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments