Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Об "австралийской контроверзе".

«Австралийская контроверза». Так была названа исследователем первобытного общества М. О. Косвеном загадочная ситуация у аборигенов Австралии, когда при одном и том же уровне социально-экономического развития одни племена были организованы по материнско-родовому, а другие — по отцовско-родовому принципу. Это давало известные основания говорить о параллельном возникновении обеих форм рода. То есть, исходя из «австралийской контроверзы», можно предположить, что патриархат и матриархат параллельно существовали уже в раннепервобытном обществе.

Но, во-первых, за несколько десятков тысяч лет — с начала заселения человеком Австралии 42—48 тыс. лет назад и до конца XVIII века — австралийское общество претерпело ряд существенных изменений. Во-вторых, ещё больше изменений общество австралийских аборигенов претерпело с начала европейской колонизации Австралии, то есть с конца XVlll века до конца XlX века, когда появились первые этнографические исследования аборигенов. Работы Файсона и Хауитта, Спенсера и Гиллена, Штрелова, Рэдклиф-Брауна, Элькина и др. относятся уже к концу XIX, к началу и середине XX века. К этому времени, когда уже сменилось четыре-пять поколений австралийцев, живших в условиях колониального режима, многие древние институты и обычаи исчезли.

"В частности, - пишет С. П. Толстов в монографии "Родовое общество", - у курнаев Файсон и Хауитт в конце XIX века уже не обнаружили системы брачных классов. Данные более раннего исследователя Керра свидетельствуют о том, что брачные классы у курнаев существовали, но в новых условиях были ими утрачены. Что касается парной семьи, то она на всём материке Австралии претерпела коренные изменения: из резерваций брали на работу только мужчин, индивидуальный заработок ослаблял родовые связи, это вело к повышению роли мужчины в семье, придавало последней ряд черт моногамной семьи. В конце XIX века этнографы уже не застали такого института, как обряды инициации (обряды аранда, подробно описанные Спенсером и Гилленом, были исполнены туземцами в искусственной обстановке, специально для этих исследователей). Что касается более поздних исследователей, то они черпали свой материал уже не из самой жизни, а полагались исключительно на память стариков, доживавших свой век в резервациях. Уже Файсону пришлось столкнуться с тем обстоятельством, что опрашиваемые им туземцы, последние представители уничтоженных английскими колонизаторами племён, не помнили своего тотема, своего брачного класса, на целый ряд вопросов просто боялись отвечать и бессознательно переносили на прошлое то новое, что вторглось в их жизнь и разрушило её. Всё это не могло не сказаться на качестве собранного этнографического материала. Анализируя этот материал, необходимо учитывать наличие в нём целого ряда исторически новых явлений, созданных условиями колониального режима".

аборигены

Австралийские аборигены конца XlX века — это совсем не те аборигены, что были прежде. С приходом англичан трансформация их образа жизни была не менее радикальной, чем трансформация тамбовских крестьян с приходом большевиков. Как советские колхозники отличались от дореволюционных крестьян-единоличников, так и австралийские аборигены конца XlX века отличались от своих предков, живших 100 лет назад. А ведь именно у этих австралийских "иванов, не помнящих родства", европейские этнографы собирали информацию об их образе жизни. Ну, примерно как если бы зарубежные этнографы посетили один из лагерей сталинского ГУЛАГа и стали бы собирать у тамошних "зэков" сведения об их жизни на Колыме, а потом на основании этих сведений писали бы исследования о жизни в России.

Поэтому, я думаю, археология может быть единственным объективным источником о жизни австралийских аборигенов до прихода европейцев.
Tags: Австралия
Subscribe

Posts from This Сommunity “Австралия” Tag

  • Австралийские "старообрядцы".

    Б. В. Поршнев объяснял расселение первобытных людей по всему лицу Земли тем, что " им стало, несомненно, тесно в смысле трудности…

  • Экзогамные браки у австралийских аборигенов.

    "Каждое австралийское племя (по примерным данным, их было более 500) имело свою территорию и отличалось от других племён особым диалектом.…

  • Родо-племенные игрища австралийских аборигенов.

    Игра австралийских аборигенов "в змею" чем-то напоминает нашу детскую игру "в ручеёк". Вся группа участников игры, взявшись…

  • У корней мужской духовности.

    Некоторые антропологи считают, что церемонии юношеских инициаций были предназначены для создания адекватной замены таинств посвящения у девушек. К…

  • Вот так они и жили...

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, как раньше охотились австралийские аборигены с помощью…

  • Торговля и письмо.

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" (Перевод с английского - Богайчука И.К., 1990 Prism Press, Unity…

  • Экономика каменного века (1).

    "Почти все без исключения учебники, безоговорочно принимая априорную установку, что жизнь в палеолите была чрезвычайно тяжёлой, как будто…

  • У истоков творчества.

    В пещерах Франко-Кантабрии часто встречаются рисунки из кривых линий, которые покрывают стены пещер иногда на очень значительной площади. Так, на…

  • Об изначальности матриархата.

    Владимир Кабо пишет: " На севере Австралии мифы повествуют и о Матери-прародительнице, известной здесь под разными именами – Кунапипи,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments