Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Экзогамные браки у австралийских аборигенов.

"Каждое австралийское племя (по примерным данным, их было более 500) имело свою территорию и отличалось от других племён особым диалектом. Однако австралийское племя (если исключить юго-восточные племена) не имело ещё племенной организации, вождя племени, племенного совета и т. п. «Нет такого явления, как вождь племени, и нет вообще такого человека, к которому бы этот термин мог быть применён». Племя очень редко выступало как единое целое, сознание принадлежности к племени было слабо. Племя в Австралии проходило ещё ранние стадии своего развития. Размеры племени трудно точно определить, потому что соседние племена не были резко отграничены одно от другого. Туземцы, живущие на границе между разными племенами, иногда относили себя к одному, иногда к другому племени. Диалект одного племени незаметно переходил в диалект другого, так что лингвистические границы также были очень расплывчатыми", - пишет С. П. Толстов в монографии "Родовое общество".

А Владимир Кабо, которого я считаю наиболее квалифицированным этнографом-австраловедом, вообще отрицает наличие племён у австралийских аборигенов. По его мнению, на разные "племена" аборигенов разделили европейцы, подобно тому как они разделили Австралию на штаты.

Я не знаю, как назвать хозяйственно-поместные "ячейки" (локальные группы) аборигенов, но они напоминают пчелиные ульи. Как известно, все пчёлы в улье - "сёстры" друг другу. Также и аборигены в "ячейке" являются "братьями" и "сёстрами" друг другу, поэтому им запрещены сексуальные отношения. То есть внутри хозяйственного коллектива половая жизнь полностью исключена. Смерть— таково у австралийцев обычное наказание за нарушение экзогамии.

Каждая локальная группа включала в свой состав лиц двух брачных классов. Так, например, у южных аранда, имевших четыре брачных класса — Панунга, Бультара, Пурула и Кумара, локальная группа состояла либо из лиц Панунга и Бультара, либо из лиц Пурула и Кумара. Если взять, к примеру, Панунгов, то они не могли заниматься сексом друг с другом, и не могли вступать в половые отношения с Бультарами, так как это были их "сёстры". Они должны были искать себе пары лишь среди лиц Пурула и Кумара.

«Нет ни малейшего сомнения в том,-— писал об австралийцах Пальмер,— что все их родственные отношения основаны на системе классов... Они считают братьями всех, кто принадлежит к тому же классу, что и они сами». «Все Куби,— писал Т. Лэнс Файсону, — братья друг другу, и все Кубота — их сёстры; также Ипаи и Ипата... Если Куби встречает Кубота, которой он до этого не видел и о которой ничего не слышал, они всё же обращаются друг с другом, как брат и сестра».

Родство у австралийцев расширено до такой степени, что охватывает всех лиц, приходящих в социальный контакт друг с другом. Известны факты, когда в Австралии люди, жившие в разных частях континента, установив при встрече место одного из них в системе брачных классов другого, считали себя родственниками.

Дуальная организация имела, теоретически говоря, всеобщий характер. Всё население Австралии было разделено по существу на два первоначальных рода, и мужчина одного из них имел право на всех женщин (с учётом, конечно, брачных классов) другого. Один австралиец рассказывал Файсону, что во всех "племенах", где ему пришлось бывать (а он исходил чуть ли не весь континент), он всегда мог найти тот брачный класс, откуда он мог взять себе жену. Австралийский брак, пишет Файсон, «это нечто большее, чем брак группы с группой, внутри племени. Это такой порядок, который охватывает весь континент, делит далеко отстоящие друг от друга племена на брачущиеся классы и даёт мужчине одного класса брачные права на всех женщин другого класса, даже если племя отстоит на 1000 миль и говорит на другом языке».

Интересно, как эта система брачных классов "сбивает" появление кровно-родственных династий, которые являются основанием патриархальной "вертикали власти". Например, у вышеупоминавшихся южных аранда одни локальные группы имеют брачные классы Панунга и Бультара, другие — Пурула и Кумара. Если отец — Панунга, то его сын — Бультара, а сын его сына — опять Панунга. Если мать — Панунга, то её дочь — Кумара, а дочь её дочери — опять Панунга. Это как если бы у нас отец был русским, а его сын - цыганом, а сын его сына - снова русским.

Tags: Австралия, экзогамия
Subscribe

Posts from This Сommunity “экзогамия” Tag

  • О духовных устоях матриархата.

    Этнограф А.М. Золотарёв подчёркивал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения , что идея…

  • О первобытном промискуитете.

    Такой авторитетный учёный, как И.С. Кон, утверждает, что «абсолютный промискуитет (полная неупорядоченность половых отношений) учёными нигде…

  • Материнский род у аканов.

    Многие народы тропической Африки сохранили традиционное общественное устройство, и мы, присматриваясь к их социальной организации, можем глубже…

  • Тотем и экзогамия.

    Вопрос стоит таким образом: кто в первобытном сообществе людей «запретил» заключение браков внутри своего коллектива [ 1] и какие силы…

  • О социальной сложности архаических обществ.

    ivanov_petrov в записи " Социальная сложность" говорит: " Ещё со времён чтения Л.Г. Моргана я запомнил удивительное…

  • Экзогамия выросла из табу на инцест.

    Бронислав Малиновский пишет: "Нет ни малейшего сомнения в том, что экзогамия коррелирует с запретом на инцест, что это просто расширение этого…

  • О происхождении экзогамии.

    Этнограф А.М. Золотарёв подчёркивал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения, что идея…

  • Попытка Мак-Леннана объяснить экзогамию.

    Ф. Энгельс в своей монографии " Происхождение семьи, частной собственности и государства" упоминает о Дж. Ф. Мак-Леннане. "…

  • К вопросу о первобытном промискуитете.

    Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что обыденное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments