Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О положении женщин в индейской Америке.

Д-р философских наук М. В. Аристова в статье "Исторический взгляд на феномен лидерства латиноамериканок" рассматривает положение женщин в индейской Америке.

"
Последнее независимое племя индейцев – мапуче (от «мапу» = земля и «че» = человек) [1], проживает сейчас на юге Чили и в Аргентине. Они оказывали ожесточённое сопротивление испанским завоевателям. Мапуче – единственный индейский народ в Южной Америке, который не был завоёван ни инками, ни испанцами. В конце концов испанцам удалось их подчинить, но только до реки Маулье. От этой границы мапуче оказывали завоевателям решительное сопротивление. Лишь в конце XIX в. мапуче окончательно заключили мир с государством Чили. Каждый клан получил земельный надел, который нельзя продать белому человеку. Мапуче вели кочевой и полигамный образ жизни, собираясь семейными кланами, а вождя выбирали только в случае войны. И земли, и скот принадлежали целому клану. Мапуче верят в божество земли, объединяющее в себе и мужчину, и женщину, старость и молодость. Ему подчиняются все другие боги, связь с которыми поддерживает женщина-шаман (мачи), вызывая их специальными ритуалом. Среди вождей кланов встречаются и женщины".

шаманка

Википедия к этому добавляет, что у индейцев-мапуче существовали матрилинейные роды (кыга) и племена (айльяреуэ). У чилийских мапуче известен миф о былом господстве женщин, и победе мужчин.

"В большинстве индейских племён к моменту «открытия» Америки сохранялся первобытнообщинный строй. Это время равенства, в том числе женщин и мужчин. Женщина в доклассовом обществе пользовалась особо почётным положением: она мать, хранительница очага, собирательница плодов. Особое значение индейцы придавали здоровью детей, и, как мы сказали бы сейчас, вопросам демографии, за которые ответственны были женщины. Младенцев кормили грудью до трёх и более лет после рождения. Интервал между рождениями детей составлял, как минимум, пять лет, для чего женщины использовали травы, препятствующие зачатию и беременности. Этот факт настолько поражал американских врачей ещё в начале XX в., что женщины-врачи США совершили несколько экспедиций в места проживания индейцев в Латинской Америке.

Помимо ведения домашнего хозяйства чрезвычайно важная роль отводилась женщине в становлении прикладного искусства и рыночной системы. Сугубо к их компетенции относились гончарные промыслы. Женщины отбирали подходящую глину, размягчали её водой, смешивали с ракушками или молотым кварцем и лепили сосуды. Возможно, керамика, связанная с отправлением культа, изготавливалась опытными гончарами под наблюдением жрецов, однако домашняя утварь, так же как и сейчас, производилась женщинами.

Сосуд с портретом человека в стиле моче, изображающий смеющегося человека. 100-700 гг. нашей эры

Женской профессией было и ткачество. Жена ткала и вышивала одежду мужу и детям. Пока женщина рожала, кормила и занималась своими женскими делами, мужчина охотился, а для этого изготовлял орудия охоты и многое другое. Безусловно, гендерное разделение труда здесь уже присутствовало, однако оно не носило дискриминационного характера. Стоит отметить, что в большинстве индейских племён мужчины спали в мужском доме, а женщины и дети – в деревенских жилищах.

О социальном партнёрстве между мужчинами и женщинами в доисторические времена говорят мифы. Так, главный бог индейцев мапуче Генечен [2] представляет собой четвёрку божественных персонажей, объединённых в пары: Небесный Старец и Небесная Старица, Небесная Дева и Небесный Отрок. Под влиянием христианства Генечена стали со временем воспринимать как единое целое (своеобразная Четверица на манер христианской Троицы). Страх перед женщинами доминирует в главных мифах индейцев. В мифах же можно найти историю внедрения в социальную жизнь элементов патриархата. Так, у индейцев мундуруку существует миф о священных трубах, обнаруженных женщинами, которые услышали их звук на озере. Они поймали рыб, что хранили эти трубы, с помощью сонного ореха. Добыв трубы, женщины обрели власть над мужчинами, но не научились охотиться. В то время женщины были агрессорами в сфере любви, мужчины же были покладисты и безропотны в близости и делали всю женскую работу. Женщины контролировали священные трубы, являвшиеся символом власти, и мужские дома. В трубах же жили духи предков. Братья женщин, нашедших трубы, жаловались, что предки требуют подношений себе в виде мяса. Мужчины стали требовать выдать трубы. Женщины же маршировали по деревне, играя на трубах, и настаивали на том, чтобы мужчины пошли в в мужской дом. Мужчины согласились, но лишь на одну ночь любви. Утром мужчины выкрали трубы. После этого женщины не могли более занимать руководящие должности, в том числе, в религиозной сфере. Появился вождь-мужчина, который следил за тем, чтобы в обществе было как можно меньше трений. Действовал он скорее путём убеждения, нежели путём принуждения, и являлся арбитром в спорах. Если между сторонами случался непримиримый конфликт, то он разрешался путём выселения одной их враждующих сторон за пределы группы. Жена же вождя стала его главным партнёром в управлении. На ней лежали ответственные обязанности, такие как обеспечение гостеприимства, управление женщинами поселения. Традиционно вождь уходил с занимаемой должности, когда умирала его первая жена".

"
Много сведений о социальном устройстве индейских сообществ приведит в своих трудах док. ист. наук Ю.П. Аверкиевой [3]. В конце XVIII в. все племена Великих равнин уже были втянуты в торговлю с белыми, и в этих условиях их род носил, несомненно, характер лишь генеалогической общности. Как экономическое единство он уступил уже место матрилокальной большесемейной общине. Но в экономической жизни и обрядности этой общины сохранялось множество следов былого экономического единства материнского рода. Оно проявлялось, прежде всего, в отношениях взаимопомощи между братьями и сёстрами, т.е. сородичей по линии матери, составлявших некогда материнский род как экономическое единство. В племени хидатса, например, выдающийся брат матери считался ещё главой домохозяйства сестры и отвечал за воспитание и поведение мужского населения этого домохозяйства младшего, чем он сам, поколения. В силу господствовавшей ещё в начале XIX в. матрилокальности браков брат уходил в домохозяйство матери жены. Но этим не прерывались его экономические связи с домохозяйством своей матери и сестер. Он не переставал заботиться об его благополучии, снабжая его мясом и лошадьми. Его лошади и личные богатства оставались в домохозяйстве его матери или сестры, Поэтому он свободно мог пользоваться лошадьми этого хозяйства. После его ухода в семью жены ожидалось, что он будет часто посещать дом матери.

хидатса
Человек из племени Хидатса с убитым орлом, 1908. Источник: boredpanda.com

"Матрилокальный муж в некоторых индейских племенах фактически нёс обязательства по отношению к трём категориям родственников: по линии матери, по линии отца и по линии матери его жены.

Прежде всего, у многих индейцев держалось ещё представление о том, что главные интересы
мужчины связаны с хозяйством его матери и сестёр. Старший брат считался защитой и опорой женщины. У индецев-манданов культовые принадлежности наследовались сыном сестры, а дом со всем его содержимым и поля переходили от матери к дочери. Интересно, что у хидатса имя индеец получал из родовых имён матери, но обидную кличку ему давали по ошибкам и проступкам его отцовских сородичей.

Во-вторых, индеец должен был одаривать сородичей отца ценными подарками, устраивать им время от времени угощения.

Третьим домохозяйством, в отношении которого индеец нёс экономические и другие обязательства, было домохозяйство матери его жены и, следовательно, его детей. Сам же он приобретал какие-то права в этом домохозяйстве лишь после появления у него детей. У хидатса и манданов матрилокальность принимала иногда форму проживания мужчины «между двумя» домохозяйствами. Это имело место, когда индеец имел жён в двух домохозяйствах и поочерёдно жил в каждом из них.

А.Саверский напоминает, что отцы-основатели США Франклин и Джефферсон не только восхищались общественным устройством ирокезов, но и заимствовали его принципы при создании демократической системы. Однако они упустили основополагающий элемент матриархатного духовного контроля, создав патриархатное подобие ирокезской системы. В Союзе ирокезских племён, где господствовали матрилинейные роды, женщины занимались магией, религией, мужчины - социальными функциями. Вождь-мужчина выбирался женским советом, и мог быть лишён своего титула тем же советом. Эта модель сохранилась у оставшихся ирокезов и сегодня.

Современное общество большинства индейских племён патрилинейно, но при этом матрилокально. При счёте родства учитывается связь детей с отцом, с мужской линией, но при этом новобрачные живут в деревне жены, так что последняя всегда окружена своими родичами. Это даёт женщинам гораздо больше автономии и создаёт их собственную сферу существования. Солидарность между дочерьми и матерями, между сёстрами образует женское единство в пределах дома, которое, в конечном счёте, распространяется и на всю деревню. Женщина больше верна членам женского дома, чем своему мужу. Большинство работ выполняется женщинами в компании, в обществе других женщин. Разговоры между женщинами не прекращаются никогда, пока они рядом друг с другом. Женщина, потерявшая сексуальную мораль, становится главным предметом сплетен, частично потому что она нарушает моральную солидарность женщин как группы и допускает вмешательство мужчин, которые могут совершить групповое изнасилование, а это уже  расценивается как нанесение обиды всем женщинам".  

-----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] К
убинский революционер Эрнесто Гевара использовал «Че» как свой псевдоним. Касательно коммунистов надо сказать пару слов. Если они хотят жить в справедливом обществе, что им мешает создать коммуну где-нибудь в Андах или в джунглях Амазонии и жить там по своим правилам, как живут, например, староверы в сибирской тайге? Нет, они норовят свергнуть государственную власть и стать во главе государства, которое, по определению, есть "аппарат насилия в руках правящего класса". И, таким образом, они сами превращаются в господствующий класс, а для народа такая смена власти оказывается подобной смене шила на мыло. 
[2] А Википедия говорит о
верховном боге-громовнике Пильяну у мапуче.
[3]
Аверкиева Ю.П. Индейское кочевое общество XVIII-XIX вв. М.: Наука, 1970. С. 70-81.

Tags: индейцы, матрилинейность, матрилокальность, род
Subscribe

Posts from This Сommunity “индейцы” Tag

  • Синтия Энн Паркер: в плену у индейцев лучше, чем у белых на свободе.

    "Как указывает в своих исследованиях американский историк Джон Уайт, половина индейцев, проживавших на территории современных США, в том числе и…

  • Змейка из Тиуанако.

    olly_ru в записи Древний город Тиуанако выложила эту фотку со змеёй на менгире. Тиуанако на языке инков означает "мёртвый…

  • Староевропейские "индейцы" эпохи неолита?

    У североамериканских индейцев родство считалось по матери, а не по отцу. При межплеменном браке, ребёнок принадлежал матери, её племени, её клану.…

  • Взлёт и падение Анасази.

    Про древних обитателей каньона Чако говорилось в О матрилокальных браках у индейцев пуэбло. Сейчас там находится национальный парк Меса Верде…

  • Про “Этнографический атлас” Мёрдока.

    Светлана Александровна Боринская и Андрей Витальевич Коротаев сообщают в статье " Алгебра и гармония социальных структур": "Дж.…

  • О матрилокальных браках у индейцев пуэбло.

    Перевод (с некоторыми сокращениями и комментариями) статьи Марины Влнар (Marina Vlnar) "Матрилинейное родство и матрилокальное проживание в…

  • Последняя шаманка.

    Лола Киепья (род.? - ум. 1966, Огненная Земля). На фотографии одна из последних женщин-шаманок с Огненной земли, носитель культуры…

  • Роль женщин в мире древних майя.

    Первоначально в Мезоамерике возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов,…

  • Священная пума.

    У индейцев пума была священным животным. "По данным археологических исследований, бобы Анаденантера использовались в качестве…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments