Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

О жертвоприношении истинном и ложном.

Африканист В. Р. Арсеньев в своей монографии "Звери = боги = люди" (М.: Политиздат, 1991), говоря об основных чертах модели мироздания, свойственной архаическому сознанию в той мере, как об этом позволяют судить воззрения охотников бамбара, подчёркивает главную особенность этой модели, а именно восприятие мира как целостного, как системы взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимозависимых явлений.

Для иллюстрации подобного взгляда на действительность автор приводит пример из рассказа писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром», где герои из настоящего, исполненного благополучия, на машине времени переносятся в отдалённое прошлое. Одним из условий этого посещения прошлого выступает категорическое требование ничего не менять в нём, ни к чему не прикасаться, строго следовать по предписанной «тропе». Один из героев рассказа совершает невинный, пустяковый проступок, от которого на первый взгляд ничего не меняется в окружающем мире. Он случайно наступил на бабочку. Но по возвращении домой, в исходную временную точку путешествия, люди обнаруживают свой мир совсем иным, непохожим - «И грянул гром». Примечательно, что в рассказе схвачена суть взгляда на мир, очень близкого архаическому сознанию. Мир находится в зыбком равновесии всех его компонентов. Малейшее нарушение этого равновесия способно привести к непредсказуемым последствиям, даже к катастрофе. Поэтому любое действие требует уравновешивающего его, компенсирующего противодействия.

бабочка

Нарушение целостности мира или какого-то из его компонентов - от самого значительного до неприметного - бамбара связывают с понятием «ньяма», силой, которая выделяется из любого целостного объекта при полном или частичном его разрушении, поэтому оно и связывается с нарушением всеобщего равновесия. Всё сущее обладает хранимой в его недрах энергией «ньяма», которая, высвобождаясь из телесной оболочки при прерывании жизни, становится вредоносной, мстящей за разрушение изначальной целостности, уравновешенности своего носителя. Чем больше мучений жертвы, чем труднее расставание с жизнью, тем значительнее высвобождающаяся энергия «ньяма», тем опаснее её будущее воздействие на людей, на равновесие и порядок в мире. Покушение на «ЖИЗНЬ» - это покушение на один из фундаментальных принципов существования мироздания: принцип уравновешенности, баланса разных сил и явлений. Такова важная черта архаического сознания.

Кажется, здесь мы вплотную подошли к пониманию феномена жертвоприношений. В архаическом сознании жертвоприношение мыслится как попытка "замазать" рану, причинённую мировому Древу жизни. Изъяв из Леса и употребив в пищу какое-нибудь животное, человек что-нибудь отрывает от себя и оставляет в Лесу на прокорм другим животным. Чтобы, так сказать, экосистема Леса быстрее восстановилась.

В современной Индии ещё сохранилось такое понимание жертвоприношения. Там можно увидеть сцены, как, например, люди накрывают столы различными кушаниями для обезьян. Или прикармливают различных животных при храмах.

Священные животные пьют оставленное для них молоко в индуистском храме Карни Мата.
Священные животные пьют оставленное для них молоко в индуистском храме Карни Мата.

Вот это и есть истинное жертвоприношение. Жертвоприношение духам Леса.

В принципе, любой человек может совершить подобное жертвоприношение. Покрошил хлеб голубям на улице, - вот тебе и жертвоприношение.

мужик

Мужик, вот, тоже чем-то пожертвовал, чтобы спасти аистов.

Но, к сожалению, подобное понимание жертвоприношения уже в древности подверглось "коррозии": вместо самопожертвования люди стали приносить в жертвы других, ни в чём не повинных созданий. И такая дьявольская подмена со временем приобрела самые чудовищные, изуверские формы. Свою-то кровь жалко проливать, а чужой крови - не жалко.

В принципе, такая подмена вполне ожидаема и даже закономерна. Если в христианском св. Писании говорится: «Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?», то чего же спрашивать с язычников?! В Церкви существуют апостасийные процессы, в мире существуют аналогичные энтропийные процессы. Всякие сложные формы со временем неизбежно упрощаются и опошляются. С этой точки зрения даже неудивительно, что ещё в древности стали "откручивать" головы голубям вместо того чтобы покормить их.

Правда, наряду с разрушительными силами, в мире присутствуют и силы созидательные, противостоящие энтропийно-апостасийным процессам.


мир спасёт доброта
Tags: жертвоприношение
Subscribe

Posts from This Сommunity “жертвоприношение” Tag

  • Традиция традиции - рознь.

    Читатели наверно уже давно заметили, что я пишу от имени "Традиционалиста" (ltraditionalist), однако далеко не всякие традиции…

  • О человеческих жертвоприношениях на древнем Крите (2).

    Трёхчастное святилище в Анемоспилии, недалеко от горы Юктас, представляет собой интересный снимок неизвестного ритуала, застывшего во времени.…

  • Горные святилища Крита.

    Автор блога The Stream of Time говорит, что " религиозный пантеон периода Старых дворцов сложился естественным образом из местных традиций…

  • О жертвоприношении.

    Во Введении к книге "Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней" (М.: Языки русской кульиуры, 2000) Л. И.…

  • День петуха.

    Автор блога Old European culture говорит, что " в Болгарии 2 февраля известно как Petlovden (День петуха). В этот день проводится особый…

  • О жертвоприношениях на Крите.

    Проф. Зубов говорит "о специфической критской форме соединения человека и бога. Это то, что называется в истории религии Крита «игры с…

  • Дура лекс.

    Патриархат тоже умеет защищаться. Согласно патриархальным законам древнего Рима, сын, ударивший отца, приговаривался к смерти, ибо считалось, что…

  • О "жертвах всесожжения".

    Найджел Пенник пишет: " Несомненно, что на Крите минойской эпохи сжигание жертв было делом исключительным, кроме разве что высокогорных…

  • Культ богини Тушоли у ингушей (1).

    yyprst поделился ссылкой на статью о древних верованиях ингушей на Настоящем Ингушском Форуме. Статья грамотно написана, и по всем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment