Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матрилинейность у акан Западной Африки.

Африканист И. Е. Синицына пишет в своей монографии "В мире обычая" (М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997):

"Повсеместно в Тропической Африке правитель считался владельцем и опекуном земли и обладал правом распоряжения ею. Соответственно в мифологии подчёркивалась генеалогическая связь царствующего рода с местными божествами — тотемами, и это находило отражение в изобразительном искусстве. Организация государственной власти предполагала должность соправительницы — царицы-матери или царицы-сестры со значительными политическими и ритуальными функциями, в первую очередь — в области толкования права. Правитель и царица-соправительница окружались таинственностью и жили отстранённо от народа. Во время дворцовых церемоний на лицо правителей надевался убор в виде завесы.


царь в Бенине

цари Бенина

Правителя иносказательно называли «леопард», «лев», «слон» и т.д., он иногда изображался в виде леопарда или другого псевдототемного царского существа (Бенин, Дагомея, Конго). Царица-мать в государстве Луба называлась М'Фьяма, или Скрытая. Прародительница, олицетворение семьи, также могла изображаться в виде черепахи. Родственники, жёны, слуги образовывали двор с соответствующими традиционными рангами и титулатурой. Дворцовые комплексы, как правило, строились в отдалении от поселений.

В государствах Луба, Куба, Лунда (на юге) создавались статуи царей и их соправительниц, троны с кариатидами — фигурами женщин, чьё суверенное право на страну воплощалось в троне; сиденья — троны для правителя и царицы- матери вырезались по спе­циальному канону и представляли часть священных царских регалий.

В ноябре 1993 г. в музее Даппера в Париже открылась выставка резной скульптуры балуба. Её экспонаты были представлены многими музеями мира. Собранные на ней троны чёрного дерева состоят из фигур кариатид, которые поддерживают сиденье; каждому трону соответствует набор царских регалий с реалистическим изображением той женщины, фигура которой вырезана в троне. Резные портреты прекрасных женщин — не дань искусству. Для каждого царя в качестве кариатиды трона вырезалась женщина из правящего матрилинейного рода — та, которой правитель был обязан своим вступлением на трон.

По праву балуба, основу власти мужчины составляло изначальное право на землю его матери, сестры прежнего правителя,старшей дочери предшествующей царицы-матери, обожествлённый дух которой почитался хранителем царства. Существовала презумпция, что мать делегировала старшему сыну (племяннику прежнего царя) право на управление государством. Поэтому царицу-мать и изображали держащей сиденье трона. Это была зафиксированная в самом троне норма передачи власти по женской линии и одновременно портрет властительницы, почитавшейся источником царского права на трон.

Сакральному трону с изображением божественного предка-хранителя, трону, воспринявшему священную субстанцию царя, в его отсутствие поклонялись как символу государства, власти, царскому символу.

В царском роду счёт родства и наследование царской власти велись по линии матери: от дяди к племяннику — сыну сестры. Или, исходя из более глубинных связей, — от бабушки к внуку, сыну старшей дочери. Само имя царской жены раскрывает её общественное положение; n'gudi или n'guadi на киконго обозначает мать и сестру. Этим же термином называют сестёр матери и их детей, вообще всех матрилатеральных родственников. Основное значение n'gudi — «сердце, середина, ядро». Но этот термин также означает «род с матрилинейным счётом родства». Отсюда n'gudi za bantuпредки, под которыми имеются в виду предки матери".

женщины Бенина

Но, конечно, когда речь заходит об африканских царях, надо понимать, что они не были ни абсолютными монархами, ни самодурами типа Калигулы или Петра Первого. Как говорит та же И. Е. Синицына, "В некоторых государствах, например у народов группы акан (Гана), правитель подлежал лишению власти за попытку изменить сложившиеся порядки и действовать вопреки советам старейшин". Африканские цари в первую очередь были судьями, и это напоминает нам эпоху Судей Израильских. Очень часто судьями были соправительницы царей охемы. Охема была толковательницей норм права и обладала властью защиты осуждённых.

По утверждению И. Е. Синицыной, основная низовая социальная единица традиционного общества Западной Африки абусуапон или абусуа. Абусуа — родовое объединение близкого круга родственников (3 — 4 поколения), которые ещё помнят общего предка. Статус каждого лица определяется прежде всего его членством в абусуа. Большинство этнических групп, принадлежащих к акан, прослеживают происхождение по матери, от общей реальной (или мифической) прародительницы по прямой женской линии.

Но в некоторых группах принят патрилинейный счёт родства.
В патрилинейных коллективах отец — глава семьи, ему принадлежит верховная власть над младшими братьями и сёстрами, жёнами и детьми, племянниками, племянницами, внуками и другими родственниками.

При более распространённой матрилинейной филиации глава семьи — вофа (брат матери или брат бабки с материнской стороны). Слово «абусуа» — синоним слова «кровь» («моджа»); кровь, согласно верованиям акан, передаётся через мать в отличие от «нторо» («духа»), образующего личность, которым наделяет отец.

На этом "кровном" принципе в значительной степени основана власть соправительницы — матери, сестры или другой родственницы главы правящей семьи. Она — носительница прав, и в случае смерти главы общины или правителя ей принадлежит решающее слово в избрании преемника. Возникший в период родового строя институт власти женщины- родоначальницы приобрёл исключительное значение в раннеклассовых обществах, где не только соправительница определяла порядок перехода трона, но женская власть в целом получила оформление уже в виде обязательной государственной должности. Согласно свидетельствам Сарбы, в середине XIX в. охемой могла быть уже не мать, а другая родственница. Должность правителя во многих государствах акан в это время начала переходить от отца к одному из сыновей. Эта практика вносила кардинальные изменения в право наследования и, как отмечал И.И.Потехин, приводила к драматическим конфликтам, завершившимся рядом политических убийств на Золотом Береге в первой половине нашего столетия [1].

Интересно пишет И. Е. Синицына о брачных обычаях:

"Пытаясь передать суть брачных норм акан, Дж.Данква отмечал, что само понятие «брак», как и термины, связанные с его европейским пониманием, в принципе не соответствуют духу африканских брачно-семейных отношений, где брак — договор между семьями о союзе семей и рождении детей, в котором участвуют многие лица.

Каждый из супругов остаётся членом большой семьи, из которой происходит. Наиболее распространённая форма предполагает внесение семье жены брачных плат. Существовал брак за отработки, брак с предшествующим разводом жены с прежним мужем. В бедных слоях, как отмечал Сарба, приняты конкубинатные браки — без уплаты выкупа за жену. Существует левиратный брак — женитьба на вдове родственника. В прошлом практиковался и так называемый «колыбельный сговор». Данква указывал, что до отмены в 1918 г. помолвка детей представляла основной вид брака. Согласия на брак невесты не требовалось. В случае, когда отец выдавал дочь за своего племянника, сына сестры, т.е. когда юноша женился на дочери дяди со стороны матери (матрилатеральный кросскузенный брак), муж оплачивал только брачные расходы — аседа и дарил жене золотой браслет. Кросскузенные браки были распространены в правящих семьях, ибо дочерей правителей не полагалось выдавать за незнатных лиц. На отца или на его наследника возлагалась моральная обязанность сосватать сыну жену и уплатить брачные платы. Отец нёс ответственность и за нарушение неженатым сыном «общепринятой морали» — за соблазнение женщины. Возмещение за причинённый вред — «деньги умиротворения» — было значительным.

Материнский счёт родства обеспечивал равенство детей и исключал правовое понятие «незаконнорожденности», которое в течение столетий было кошмаром для многих семей в Европе. Если выкуп за жену не был уплачен, а связь с женщиной продолжалась и рождался ребёнок, сторона мужчины обязана была заплатить родственникам женщины штраф, превышающий максимальные брачные платы.

Брак, связанный с уходом от семей, существующий у других африканских народов, у акан не принят: это считается крупным правонарушением и подлежит рассмотрению в суде — у ашанти. Имущество супругов после женитьбы остаётся раздельным. Жена не имеет права на собственность мужа — землю или движимость. Она лишь пользуется — на правах узуфрукта — земельным наделом его предков, сельскохозяйственным инвентарём и утварью. Муж, однако, обязан оказывать материальную поддержку своей малой семье, а жена — выполнять его распоряжения по хозяйству при условии, что они не противоречат нормам права.

Традиция считала обязательной женитьбу наследника на вдове родственника, т.е. левират. Для наследника в семье — долг чести взять себе вдову (или вдов). Считается, что дух (саман) покойного может наслать смерть на отступника, бросившего вдову. Как правило, левиратные браки происходят согласно пословице «тот, кто берёт ружьё покойного, берёт и его вдову».
Стимулом заключения левиратного брака для женщины служило сохранение права обрабатывать участок земли покойного мужа. Таким образом, левиратный брак, как и многие традиционные установления, носил скорее экономический характер и порождался потребностями социальной защиты и нуждами хозяйства"
.


женщины Бенина 2

Теперь немного о разводе:

"К основаниям для развода по требованию жены относятся: импотенция мужа, пренебрежение супружескими обязанностями, проявление жестокости по отношению к жене или длительное отсутствие (от двух лет или более). Неверность мужа не рассматривается как мотив для требования развода женой. Вступление мужчины в последующие браки также не создаёт оснований для расторжения предыдущих.

И, в заключение, о наследовании:

"При матрилинейной системе наследование должностей и собственности передаётся по линии матери. Как и у конголезских и ряда других народов Центральной и Западной Африки, основательницей семьи считается женщина — мать, бабка или более отдаленная прародительница. Ей принадлежит право распоряжения наследством, прежде всего землёй. Тем не менее женщина обладает ограниченной правоспособностью: в тяжбах её обычно представляет муж или опекун. Как пишет Дж.Сарба, при конкретном наследовании «мужчина всегда предпочитается женщине». Мать как бы «делегирует» своё изначальное право распоряжаться имуществом одному из своих сыновей или внуков (детей дочерей).

У акан действует избирательная форма наследования: наследник выдвигается из среды родственников по материнской линии на семейном совете [2]. Автоматически к заранее известному правопреемнику наследство не переходит. Требование кого-либо из родственников получить персональную долю в имуществе считается противоречащим праву, своего рода аморальным, поскольку после смерти наследодателя собственником признаётся только семейная община. Дж.Сарба приводит следующую очерёдность лиц, рассматриваемых для избрания наследником общественных функций и собственности — семейной или приобретённой самостоятельно, относительно которой не осталось завещания:

I. Мать (т.е. наследница по восходящей линии).
II. Потомство матери по старшинству:
1) братья покойного по старшинству (мужские сиблинги);
2) племянники по старшинству, сыновья сестёр (мужские ниблинги покойного по женской линии);
3) сёстры (женские сиблинги);
4) дочери сестёр (женские ниблинги).
При отсутствии этих родственников по нисходящей линии к наследованию призываются:
5) братья матери по старшинству;
6) сёстры матери;
7) дети сестёр матери.
"

Как видим, при матрилинейной системе наследования не имеется ни малейших шансов на то, чтобы "завязались" патриархальные отношения. Сыновья умершего отца-наследодателя даже не принимаются в расчёт. Личное имущество матери передаётся женщинам — одной из её сестер, дочерей или какой-нибудь другой родственнице. Сын может получить наследство после матери лишь при полном отсутствии у неё близких родственниц женщин, так как он наследник дяди — брата матери. Однако положение менялось, когда наследовались управленческие функции. «Когда женщина занимает семейный или городской трон, — отмечает Данква, — конечно, мужчина — подходящий наследник». Наверно, именно таким образом появились древнеегипетские фараоны.

-------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Под этим углом зрения было бы любопытно взглянуть на кровавую междоусобицу в среде русских князей домонгольского периода; не было ли и там конфликта между древне-славянской (условно-"матриархальной") и варяжской системами наследования?
[2] "Именно здесь решающий голос принадлежит матери. Видимо, всё-таки абсолютное право принадлежит именно матери. Избранный ею и советом семьи родственник становится скорее управляющим. Именно так рассматриваются матрилинейные правила наследования многими африканскими народами с материнским счётом родства" (И. Е. Синицына).


Tags: Африка, матрилинейность
Subscribe

Posts from This Сommunity “матрилинейность” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments