Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархат у тода.

Оригинал взят у drevniy_daos в Матриархат у тода.

Кто такие тода, я уже рассказал вкратце в посте
http://drevniy-daos.livejournal.com/17301.html Думаю многих интересует - какие они? А они весьма любопытны, и сами по себе, и потому что мало у какого народа сохранились в 20 веке такие обычаи. Полиандрия - крайне редкое явление. А у тода что не копни, то особенность. И если не всё уникально по сравнению с другими племенами, то непосредственно для нашего восприятия описание их обычаев - почти как описание образа жизни аборигенов луны. Я думаю, то что племя тода не изучали очень пристально и научно - большая ошибка. Тода живут в Индии, и воспринимаются нами как индусы, но у них мало общего с индусами. Зато много общего с ранними земледельцами и скотоводами Передней Азии, в том числе с древними евреями. И много оригинальных обычаев, не вписывающихся в схемы. Нас, думающих что только сейчас молодые люди получили свободу выбора пары, а девушку уже не ждут неприятности за добрачные связи, многое в обычаях племен может удивить. Матриархат для нас - вообще странная сказка. А брачные обычаи могут шокировать при всей нашей "незакомплексованности". Для нас с вами главным будет не "удивить" себя, а выявить то, что отличало общество тода. Что потеряли мы в своём развитии цивилизации. /Извиняюсь за обилие и длину цитат, думаю они достаточно интересны./
      
Тода, как я уже говорил, надо изучать как параллель к раннеземледельческим культурам Передней Азии. В 9 тыс. до н.э. начало развиваться гончарное производство, глина используется и как строительный материал. Для скотоводов глина очень нужна - им без сосудов никуда, хотя на Востоке и использовались бамбуковые сосуды. А отсутствие колеса роднит тода с древними культурами Мезоамерики, инками, к примеру.  Эпоха ранних земледельцев и скотоводов - эпоха, когда мужчина-охотник отходит в тень и женщина становится в обществе важнее. Причем замечательно, что в таких обществах с глиной имела дело женщина. "Женщина, создающая формы вещей, уподоблялась, в соответствии с мифологией Двуречья, богиням-матерям, лепящим людей из глины, причём лепка эта сближалась по смыслу с рождением женщиной ребёнка. Эпоха, когда изготовление сосудов было исключительно делом женщин, совпала у древних земледельцев с периодом преобладания женщин в той части обрядовой жизни, которая была связана с представлениями о плодородии, благе общины."  (Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. с.126). Общества неолита имели свои привлекательные черты, которые в последующих государственных формах были потеряны. "Культуры неолитического периода характеризовались наличием разнообразных украшений, отражающих заботы ранних земледельцев о своём внешнем благообразии" (Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989. с.73).  Но племенная культура отлична от культуры ранних государств, даже городов-государств. Культура племени ближе к культуре кочевников, но при этом есть и черты осёдлой культуры. Отсюда прочность построек, стабильность общественного уклада. Горы - особая среда, создающая особое общество, не зря в Китае легенды о загадочных "идеальных" поселениях часто связывали с горами (к примеру "Персиковый источник" Тао Юань-мина).
       Мы имеем дело не с первобытным племенем, а с племенем, уже прошедшим стадию цивилизационной революции, по В.Г. Чайлду - "первой революции, которая трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом пищи".  Тем интересен контраст с нашим сознанием, мировоззрением, системой ценностей, общественными стереотипами. Нас будет интересовать у тода отношение к деньгам, система брака. И конечно, их характеры и образ мыслей. Религию думаю рассмотреть отдельно. Сейчас только отмечу сходство религии тода и ранних земледельцев Передней Азии, например поселения Читал-Гююк (7-6 тыс. до н.э.). Вспомним что писал Пеликен: "Богиня Такерзши - божество тода. Ей молятся, чтобы она защитила тода во всех случаях жизни и в ином мире. " (из его описания тода, приведенного в прошлом посте). Сравните фразу Дж. Мелларта о религии в Читал-Гююке: "Святилища служили, очевидно, для отправления культа плодородия. Главной целью религии было обеспечение благополучия и жизни в этом и загробном существовании". (Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Пер. с англ. М.,1982.с.91). Практически дословное совпадение. И так же в переднеазиатских культурах бытовал культ богини-матери.
Матриархат у тода (точнее его остатки) соответствуют переднеазиатскому матриархату. Хотя тода скотоводы, а не земледельцы, мировоззрение схожее. "Лишь у земледельцев женщина стала не только прародительницей и основательницей матрилинейного рода, но и главой семьи, так как она возделывала землю. Ей подчинялись животные и вегетационные силы растений. Как родоначальница и носитель жизненной силы, от которой зависит ежегодный расцвет и умирание растений, она воплотила в себе круг представлений о жизни и смерти, находящихся, с нашей точки зрения, в непримиримом противоречии друг с другом" (Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. Пер. с нем. М.:Наука,1976. с.72). Итак, загадочный матриархат. Оказывается, он совсем не первичен? Трудно сказать однозначно. У шимпанзе главенствуют самцы, но у карликовых шимпанзе бонобо (наиболее близких к человеку) - самки. Возможно, что бытовали и племена с преобладанием матриархата, и патриархата. Наиболее известной и авторитетной отечественной книгой о матриархате, хотя и во многом устаревшей, является монография М.О. Косвена "Матриархат: история проблемы" (М.-Л., 1948. 329с.). К ней и отсылаю любопытных. В другой книге Косвен пишет о матриархате следующее. "Замечательной чертой брака при матриархате является то, что заключается он преимущественно по инициативе женщины, а не мужчины. Девушки при матриархате свободно выбирают себе мужа. У одного из племен алгонкинов в старину девушка сама начинала свататься к понравившемуся ей молодому человеку. через какое-нибудь третье лицо. Если результат был благоприятным, она начинала ежедневно приносить своему жениху пищу, делая это примерно в течении одного месяца. Затем, после несложных церемоний, мать невесты сооружала для неё отдельную хижину рядом со своей и муж переселялся к жене. Вообще заключение брака при матриархате бывает обставлено самой несложной обрядностью. Вместе с тем эта примитивная свадьба весьма оригинальна и выразительна. Так, у североамериканского племени чокта свадебный обряд состоял в следующем. Жениха и невесту помещали в двух отдельных смежных хижинах. Отмеряли расстояние в 200-300 м., в конце которого укрепляли шест. По сигналу выпускали невесту, которая бежала во всю прыть к шесту. Когда невеста уже успевала пробежать часть пути, выпускали жениха, который должен был догнать невесту до того, как она добежит до шеста. И от невесты зависело, дать или не дать жениху эту возможность. [1] Хотя брак заключался с обязательного предварительного согласия девушки, ей всё же представлялась возможность, добежав первой до места и не дав жениху догнать её, выразить этим свой отказ от вступления в брак. Ещё проще заключение брака у одного из меланезийских племен на острове Добу. Молодой человек начинает посещать девушку. Если они хотят закрепить эти отношения, то утром выходят и садятся вместе на циновке перед входом в хижину в присутствии матери девушки. Собирается народ и молча смотрит. К этим молчаливым "смотринам" и сводится вся церемония. публика расходится и молодые начинают жить вместе. Подобные примитивные "свадьбы", по-видимому, являются выражением перехода к индивидуальному браку и вместе с тем дают место свободному волеизъявлению со стороны невесты" (Косвен М.О. Очерки первобытной культуры. 2-е изд. М., 1957. с.127-128). Так же легко при матриархате осуществляется и развод, хоть о нем и обьявляют. Порой весьма забавно. У племени кхаси в северо-восточной Индии о состоявшемся разводе обьявляет по селению особый глашатай. Он идет и кричит: "Слушайте, такие-то развелись. Эй ты, молодой человек, ты можешь пойти и полюбить такую-то, а ты, девушка, можешь любить такого-то. Теперь нет помех!". Отношения между супругами скорее товарищеские, и конечно, никакому мужу не пришло бы в голову обидеть жену.
Одна черта роднит тода с древними евреями, где был распространен так называемый "левират" - вдова обязана или имеет право (!) выйти за брата своего умершего мужа, а этот брат, если свободен, либо имеет право, либо обязан в таком случае жениться на ней. То, что я считал по наивности (читая в юности библию) неким насилием над женщиной, приравниванием её к вещи - видимо является пережитком матриархата. Никакого унижения женщины здесь нет. У тода женщина часто выходит замуж сразу за нескольких братьев.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Это очень напоминает детскую игру в "кошки-мышки". Вероятно, в древности эта игра была брачной игрой.
Tags: Индия, матриархат, тода, традиционные общества
Subscribe

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Женщина с голубыми глазами.

    Это костяная фигурка с глазами из лазурита из Египта, ранний додинастический период, Накада I, 4000-3600 гг. до н. э. " Выбор…

  • Её назвали Авги, что значит "утренняя заря".

    Реконструкция молодой женщины эпохи мезолита, которая жила и умерла примерно 9000 лет назад. Она была похоронена в пещере в центральной Греции.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments