Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархат у тода.

Оригинал взят у drevniy_daos в Матриархат у тода.

Кто такие тода, я уже рассказал вкратце в посте
http://drevniy-daos.livejournal.com/17301.html Думаю многих интересует - какие они? А они весьма любопытны, и сами по себе, и потому что мало у какого народа сохранились в 20 веке такие обычаи. Полиандрия - крайне редкое явление. А у тода что не копни, то особенность. И если не всё уникально по сравнению с другими племенами, то непосредственно для нашего восприятия описание их обычаев - почти как описание образа жизни аборигенов луны. Я думаю, то что племя тода не изучали очень пристально и научно - большая ошибка. Тода живут в Индии, и воспринимаются нами как индусы, но у них мало общего с индусами. Зато много общего с ранними земледельцами и скотоводами Передней Азии, в том числе с древними евреями. И много оригинальных обычаев, не вписывающихся в схемы. Нас, думающих что только сейчас молодые люди получили свободу выбора пары, а девушку уже не ждут неприятности за добрачные связи, многое в обычаях племен может удивить. Матриархат для нас - вообще странная сказка. А брачные обычаи могут шокировать при всей нашей "незакомплексованности". Для нас с вами главным будет не "удивить" себя, а выявить то, что отличало общество тода. Что потеряли мы в своём развитии цивилизации. /Извиняюсь за обилие и длину цитат, думаю они достаточно интересны./
      
Тода, как я уже говорил, надо изучать как параллель к раннеземледельческим культурам Передней Азии. В 9 тыс. до н.э. начало развиваться гончарное производство, глина используется и как строительный материал. Для скотоводов глина очень нужна - им без сосудов никуда, хотя на Востоке и использовались бамбуковые сосуды. А отсутствие колеса роднит тода с древними культурами Мезоамерики, инками, к примеру.  Эпоха ранних земледельцев и скотоводов - эпоха, когда мужчина-охотник отходит в тень и женщина становится в обществе важнее. Причем замечательно, что в таких обществах с глиной имела дело женщина. "Женщина, создающая формы вещей, уподоблялась, в соответствии с мифологией Двуречья, богиням-матерям, лепящим людей из глины, причём лепка эта сближалась по смыслу с рождением женщиной ребёнка. Эпоха, когда изготовление сосудов было исключительно делом женщин, совпала у древних земледельцев с периодом преобладания женщин в той части обрядовой жизни, которая была связана с представлениями о плодородии, благе общины."  (Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. с.126). Общества неолита имели свои привлекательные черты, которые в последующих государственных формах были потеряны. "Культуры неолитического периода характеризовались наличием разнообразных украшений, отражающих заботы ранних земледельцев о своём внешнем благообразии" (Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989. с.73).  Но племенная культура отлична от культуры ранних государств, даже городов-государств. Культура племени ближе к культуре кочевников, но при этом есть и черты осёдлой культуры. Отсюда прочность построек, стабильность общественного уклада. Горы - особая среда, создающая особое общество, не зря в Китае легенды о загадочных "идеальных" поселениях часто связывали с горами (к примеру "Персиковый источник" Тао Юань-мина).
       Мы имеем дело не с первобытным племенем, а с племенем, уже прошедшим стадию цивилизационной революции, по В.Г. Чайлду - "первой революции, которая трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом пищи".  Тем интересен контраст с нашим сознанием, мировоззрением, системой ценностей, общественными стереотипами. Нас будет интересовать у тода отношение к деньгам, система брака. И конечно, их характеры и образ мыслей. Религию думаю рассмотреть отдельно. Сейчас только отмечу сходство религии тода и ранних земледельцев Передней Азии, например поселения Читал-Гююк (7-6 тыс. до н.э.). Вспомним что писал Пеликен: "Богиня Такерзши - божество тода. Ей молятся, чтобы она защитила тода во всех случаях жизни и в ином мире. " (из его описания тода, приведенного в прошлом посте). Сравните фразу Дж. Мелларта о религии в Читал-Гююке: "Святилища служили, очевидно, для отправления культа плодородия. Главной целью религии было обеспечение благополучия и жизни в этом и загробном существовании". (Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Пер. с англ. М.,1982.с.91). Практически дословное совпадение. И так же в переднеазиатских культурах бытовал культ богини-матери.
Матриархат у тода (точнее его остатки) соответствуют переднеазиатскому матриархату. Хотя тода скотоводы, а не земледельцы, мировоззрение схожее. "Лишь у земледельцев женщина стала не только прародительницей и основательницей матрилинейного рода, но и главой семьи, так как она возделывала землю. Ей подчинялись животные и вегетационные силы растений. Как родоначальница и носитель жизненной силы, от которой зависит ежегодный расцвет и умирание растений, она воплотила в себе круг представлений о жизни и смерти, находящихся, с нашей точки зрения, в непримиримом противоречии друг с другом" (Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. Пер. с нем. М.:Наука,1976. с.72). Итак, загадочный матриархат. Оказывается, он совсем не первичен? Трудно сказать однозначно. У шимпанзе главенствуют самцы, но у карликовых шимпанзе бонобо (наиболее близких к человеку) - самки. Возможно, что бытовали и племена с преобладанием матриархата, и патриархата. Наиболее известной и авторитетной отечественной книгой о матриархате, хотя и во многом устаревшей, является монография М.О. Косвена "Матриархат: история проблемы" (М.-Л., 1948. 329с.). К ней и отсылаю любопытных. В другой книге Косвен пишет о матриархате следующее. "Замечательной чертой брака при матриархате является то, что заключается он преимущественно по инициативе женщины, а не мужчины. Девушки при матриархате свободно выбирают себе мужа. У одного из племен алгонкинов в старину девушка сама начинала свататься к понравившемуся ей молодому человеку. через какое-нибудь третье лицо. Если результат был благоприятным, она начинала ежедневно приносить своему жениху пищу, делая это примерно в течении одного месяца. Затем, после несложных церемоний, мать невесты сооружала для неё отдельную хижину рядом со своей и муж переселялся к жене. Вообще заключение брака при матриархате бывает обставлено самой несложной обрядностью. Вместе с тем эта примитивная свадьба весьма оригинальна и выразительна. Так, у североамериканского племени чокта свадебный обряд состоял в следующем. Жениха и невесту помещали в двух отдельных смежных хижинах. Отмеряли расстояние в 200-300 м., в конце которого укрепляли шест. По сигналу выпускали невесту, которая бежала во всю прыть к шесту. Когда невеста уже успевала пробежать часть пути, выпускали жениха, который должен был догнать невесту до того, как она добежит до шеста. И от невесты зависело, дать или не дать жениху эту возможность. [1] Хотя брак заключался с обязательного предварительного согласия девушки, ей всё же представлялась возможность, добежав первой до места и не дав жениху догнать её, выразить этим свой отказ от вступления в брак. Ещё проще заключение брака у одного из меланезийских племен на острове Добу. Молодой человек начинает посещать девушку. Если они хотят закрепить эти отношения, то утром выходят и садятся вместе на циновке перед входом в хижину в присутствии матери девушки. Собирается народ и молча смотрит. К этим молчаливым "смотринам" и сводится вся церемония. публика расходится и молодые начинают жить вместе. Подобные примитивные "свадьбы", по-видимому, являются выражением перехода к индивидуальному браку и вместе с тем дают место свободному волеизъявлению со стороны невесты" (Косвен М.О. Очерки первобытной культуры. 2-е изд. М., 1957. с.127-128). Так же легко при матриархате осуществляется и развод, хоть о нем и обьявляют. Порой весьма забавно. У племени кхаси в северо-восточной Индии о состоявшемся разводе обьявляет по селению особый глашатай. Он идет и кричит: "Слушайте, такие-то развелись. Эй ты, молодой человек, ты можешь пойти и полюбить такую-то, а ты, девушка, можешь любить такого-то. Теперь нет помех!". Отношения между супругами скорее товарищеские, и конечно, никакому мужу не пришло бы в голову обидеть жену.
Одна черта роднит тода с древними евреями, где был распространен так называемый "левират" - вдова обязана или имеет право (!) выйти за брата своего умершего мужа, а этот брат, если свободен, либо имеет право, либо обязан в таком случае жениться на ней. То, что я считал по наивности (читая в юности библию) неким насилием над женщиной, приравниванием её к вещи - видимо является пережитком матриархата. Никакого унижения женщины здесь нет. У тода женщина часто выходит замуж сразу за нескольких братьев.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Это очень напоминает детскую игру в "кошки-мышки". Вероятно, в древности эта игра была брачной игрой.
Tags: Индия, матриархат, тода, традиционные общества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments