Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Заметки о матриархате.

fakedlunch очень верно заметил, что довольно часто учёные-этнографы "подходят к характеристике матриархата с сугубо патриархальных позиций, - с позиции господства.

... на примере североамериканских племён, в частности ирокезов, и у которых ДО СИХ ПОР сохранено матриархальное сообщество, несмотря на современные условия жизни, - дело не в том, занимают ли женщины руководящие позиции. Сама идея такой иерархии - это мужская идея. В этих индейских племенах формально руководящие позиции занимают мужчины. "Власть" женщин - более тонкая и "духовная", но опять же не в смысле, свойственном патриархальным традициям. Женщины, прошедшие период менопаузы и остановившие свою репродуктивную функцию, рассматриваются носителями мудрости, недоступной остальным. Достаточно одного красноречивого взгляда такой бабушки - и человек теряет свою репутацию у всего племени, хотя при этом может и остаться на руководящем посту. И с точки зрения учёного-этнографа, это может вообще остаться незамеченным.

То есть, aвторы здесь проецируют на реальность плод своего воображения, приписывая реальности свойства, которых она в этом случае не имеет."

nravov там же в комментах ссылается на Ашер Райт, бывшего много лет миссионером среди ирокезов племени сенека, и приводит его слова, свидетельствующие о том, что всё-таки некоторые элементы господства могут быть присущи и матриархату:

"Что касается их семей, то в те времена, когда они ещё жили в древних длинных домах" (коммунистические домашние хозяйства нескольких семейств) "...там всегда преобладал какой-нибудь один клан" (род), "так что женщины брали мужей из других кланов" (родов). "...Обычно господствовала в доме женская половина; запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику, который был слишком ленив или неловок и не вносил своей доли в общий запас. Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, всё равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление; дом превращался для него в ад, ему не оставалось ничего другого, как вернуться в свой собственный клан".

Мужчина, как пришедший в род из другого, очевидно не мог быть избран вождём без одобрения "женской половины". И их легко смещали, как пишет тот миссионер."

bdag_med там же в комментах сообщает: "Как говорит Елена Сергеевна Новик, "старухи в Сибири - почти мужчины".

wolf_kitses в Ещё о женщинах в традиционном обществе приводит иллюстрации из недавнего прошлого, которые он нашёл в книге Екатерины Цимбаевой про Грибоедова:

""Друзья Александра уехали в армию: Чаадаевы, Щербатов и Якушкин – в Семеновский полк, младший Лыкошин – в Преображенский, все Муравьевы – в штабы корпусов разных русских армий. Носить в такое время студенческий мундир, сидеть с матерью в Москве казалось Грибоедову постыдным. Он мечтал отправиться вслед за друзьями, но мать жестко и резко осадила его. Без ее согласия, конечно, ни один полковник не осмелился бы принять к себе молодого человека. Настасья Федоровна не была еще старухой, но связи имела огромные, характер тяжелый и легко могла испортить карьеру офицера, а сына при желании упечь хоть на Соловки за непослушание священной родительской воле. Это было в ту пору очень тяжелым, почти уголовным обвинением.

Так, например, случилось с полковником Депрерадовичем, заслуженным боевым офицером, которого мать вздумала обвинить в неуважительном к ней отношении. Все знали, что единственная вина полковника – нежелание уступать матери безраздельно все имение; но сделать ничего не могли. Император лично отдал приказ о содержании полковника в крепости, доколе он не согласится коленопреклоненно просить у матери прощения за ненанесенные обиды. Депрерадович наотрез отказался и целый год просидел в заключении.

В конце концов мать изволила его «простить» – но имение не отдала! Родители воистину имели полную власть над детьми, и благо, что они редко ею пользовались, по незнанию отечественных законов...

...влияние женщин в свете было куда значительнее, чем влияние отставных или опальных сановников. Жизнь и мнение Москвы определяли старухи. И это вполне понятно. По естественному ходу вещей, среди пожилого, уважаемого поколения они составляли большинство».

Tags: матриархат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments