Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Заметки о матриархате.

fakedlunch очень верно заметил, что довольно часто учёные-этнографы "подходят к характеристике матриархата с сугубо патриархальных позиций, - с позиции господства.

... на примере североамериканских племён, в частности ирокезов, и у которых ДО СИХ ПОР сохранено матриархальное сообщество, несмотря на современные условия жизни, - дело не в том, занимают ли женщины руководящие позиции. Сама идея такой иерархии - это мужская идея. В этих индейских племенах формально руководящие позиции занимают мужчины. "Власть" женщин - более тонкая и "духовная", но опять же не в смысле, свойственном патриархальным традициям. Женщины, прошедшие период менопаузы и остановившие свою репродуктивную функцию, рассматриваются носителями мудрости, недоступной остальным. Достаточно одного красноречивого взгляда такой бабушки - и человек теряет свою репутацию у всего племени, хотя при этом может и остаться на руководящем посту. И с точки зрения учёного-этнографа, это может вообще остаться незамеченным.

То есть, aвторы здесь проецируют на реальность плод своего воображения, приписывая реальности свойства, которых она в этом случае не имеет."

nravov там же в комментах ссылается на Ашер Райт, бывшего много лет миссионером среди ирокезов племени сенека, и приводит его слова, свидетельствующие о том, что всё-таки некоторые элементы господства могут быть присущи и матриархату:

"Что касается их семей, то в те времена, когда они ещё жили в древних длинных домах" (коммунистические домашние хозяйства нескольких семейств) "...там всегда преобладал какой-нибудь один клан" (род), "так что женщины брали мужей из других кланов" (родов). "...Обычно господствовала в доме женская половина; запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику, который был слишком ленив или неловок и не вносил своей доли в общий запас. Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, всё равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление; дом превращался для него в ад, ему не оставалось ничего другого, как вернуться в свой собственный клан".

Мужчина, как пришедший в род из другого, очевидно не мог быть избран вождём без одобрения "женской половины". И их легко смещали, как пишет тот миссионер."

bdag_med там же в комментах сообщает: "Как говорит Елена Сергеевна Новик, "старухи в Сибири - почти мужчины".

wolf_kitses в Ещё о женщинах в традиционном обществе приводит иллюстрации из недавнего прошлого, которые он нашёл в книге Екатерины Цимбаевой про Грибоедова:

""Друзья Александра уехали в армию: Чаадаевы, Щербатов и Якушкин – в Семеновский полк, младший Лыкошин – в Преображенский, все Муравьевы – в штабы корпусов разных русских армий. Носить в такое время студенческий мундир, сидеть с матерью в Москве казалось Грибоедову постыдным. Он мечтал отправиться вслед за друзьями, но мать жестко и резко осадила его. Без ее согласия, конечно, ни один полковник не осмелился бы принять к себе молодого человека. Настасья Федоровна не была еще старухой, но связи имела огромные, характер тяжелый и легко могла испортить карьеру офицера, а сына при желании упечь хоть на Соловки за непослушание священной родительской воле. Это было в ту пору очень тяжелым, почти уголовным обвинением.

Так, например, случилось с полковником Депрерадовичем, заслуженным боевым офицером, которого мать вздумала обвинить в неуважительном к ней отношении. Все знали, что единственная вина полковника – нежелание уступать матери безраздельно все имение; но сделать ничего не могли. Император лично отдал приказ о содержании полковника в крепости, доколе он не согласится коленопреклоненно просить у матери прощения за ненанесенные обиды. Депрерадович наотрез отказался и целый год просидел в заключении.

В конце концов мать изволила его «простить» – но имение не отдала! Родители воистину имели полную власть над детьми, и благо, что они редко ею пользовались, по незнанию отечественных законов...

...влияние женщин в свете было куда значительнее, чем влияние отставных или опальных сановников. Жизнь и мнение Москвы определяли старухи. И это вполне понятно. По естественному ходу вещей, среди пожилого, уважаемого поколения они составляли большинство».

Tags: матриархат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments